Системный анализ определений и психологических теорий любви

Психология развития » Возрастная динамика смысла любви » Системный анализ определений и психологических теорий любви

Страница 5

В когнитивной, бихевиоральной психологии, гештальт-психологии любовь мало связана с теоретическим ядром концепции. На нее автоматически переносятся общие объяснительные схемы и принципы (категоризация жизненного мира, обусловленность реакции внешним раздражителем, реализация потребностей в контакте со средой). В отечественной психологии "любовь" также оказывается на периферии теоретических дискуссий. В советский период феноменология любви косвенно анализировалась в рамках социальной и медицинской психологии (принцип двойной детерминации психики соблюдался строго). Все, что не изучалось научными методами, традиционно относилось в этот период к сфере философии, поэтому работ по философии любви в советский период больше, чем по психологии.

Интересной оказалась эволюция связи в психологических концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта (биологическая энергия либидо - в психоанализе, схема стимул-реакция общая для человека и животных - в бихевиоризме). Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. В гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека). Правда, гуманистические психологи отмечают, что, как правило, люди любят дефицитарно, пытаясь удовлетворить с помощью близкого человека потребности физиологические, в принятие и уважении другими людьми, потребность в безопасности.

Показательно, что динамика психологических представлений о любви повторяет культурно-историческую эволюцию смыслов любви (глава 1.3). Метафорически можно соотнести классический психоанализ и бихевиоризм с архаическим периодом истории человечества (любовь в контексте функций природного субъекта), гештальт, когнитивную психологию и поздние варианты психоанализа и бихевиоризма с эпохой Великих цивилизаций (любовь как отражение потребностей культурного социального субъекта), гуманистическую психологию с античностью (связь любви с потребностями нравственного социального субъекта).

Таким образом, в данной главе были проанализированы определения любви, представленные в словарях различного типа, дан обзор и анализ концепций любви, сформулированных в различных психологических школах. Семантика определений и теорий любви вскрывалась в соотнесении с классификацией потребностей В.А. Иванникова.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Прочие материалы:

Групповая психотерапия
Ее развитие и применение связано с именами Джозефа Пратта, Карла Роджерса, Курта Левина. Хотя очевидно, что любому отдельному участнику группы уделяется в ней внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обуслов ...

Особенности умственного и творческого развития детей дошкольного возраста
Различия между детьми в умственной сфере выступают не только по уровню, величине интеллекта, но и по его своеобразию. У незаурядных детей обычно обнаруживается многосторонность развития, указывающая на внутренние условия для общего умств ...

Физиологические и психофизиологические аспекты готовности к материнству
Спектр исследований физиологических и психофизиологических исследований аспектов готовности к материнству велик, в основном они направлены на изучение нейрогуморальных механизмов полового созревания и обеспечения беременности и лактации. ...