Проблема и метод исследования

На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа ве­ликим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), кото­рый пока­зал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор).

На основе гуморальной теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установ­лены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхоли­ческий, флегматический и холерический. Эта классификация тем­пераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы [1]. Само слово „темперамент" имеет латинское происхождение и означает „надлежащее соотношение частей, соразмерность". Гиппократовско-галеновское описание темпераментов исходило из того, что состояние человека, его физическое здоровье и психический склад определяется соотношением в организме четырех элементов. Гиппократ представлял себе эти элементы как разные жидкости - кровь, флегму, желтую и черную желчь. Гален видел в них четыре субстанции - твердое, жидкое, горячее и холодное. Преобладание одного из, элементов формирует соответствующий темперамент (сангвинический, холерический, меланхолический или флегматический).

Не вызывают спора основные признаки из­древле установленных темпераментов. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяс­нения, понимания темпераментов, установления их психологичес­ких и физиологических механизмов.

Один ряд ученых считает темперамент врожденным биоло­гическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляю­щееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые иссле­дователи причиной ин­дивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие — особенность кровообраще­ния (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд), особенности высшей нервной дея­тельности (И. П. Павлов и его школа).

В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темпе­рамент является не врожденным, биологическим свойством орга­низма, находящим соответствующее выражение в мире пережива­ний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом.

Прочие материалы:

Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
Основными целями работы учителя русского языка являются создания условий для интеллектуального, духовного и физического развития ребенка через гуманизацию учебно-воспитательного процесса. Работая по системе Л.В. Занкова, главной задачей о ...

Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте
Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено достаточное число исследований. Именно на дошкольных возрастных уровнях удается проследить трансформацию требований, предъявляемых к ребенку извне, в требования, которые он а ...

Использование сказок в психокоррекционной работе
В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия. Так что же это такое? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Сказка – это «слоеный пирог». В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекател ...