Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников

Психология развития » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников

Страница 3

Согласно данной концепции, целостный процесс умственного развития включает в себя, наряду с развитием мышления, и развитие творческих способностей. Дьяченко О.М. относит к действиям воображения (сохраняя хронологическую последовательность их формирования у детей) следующие:

- действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;

- действия “детализации”, когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;

- действия “включения”, когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Последний вид действий формируется к старшему дошкольному возрасту.

Таким образом, на каждом возрастном этапе умственное развитие ребенка определяется качественным своеобразием содержания и определенной структурой его умственных способностей.

Вместе с тем, как отмечает Менчинская Н.А., среди закономерностей возрастного развития выделяется одна – ведущая. Определяющая все остальные. Она характеризуется переходом от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предполагающим активность мышления и саморегуляцию.

По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основнм Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты, разработанные П. Торрансом.

Способность к творчеству (креативность) предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность, как показывают исследования, охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. К числу основных таких компонентов можно отнести способность к дивергентному мышлению. В работах Гилфорда предложены три основных фактора творческого проявления личности: оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность к проблеме и интеграция (способность учитывать одновременно или объединять несколько противоположных условий, предпосылок и ринципов).

При изучении проблемы творческого мышления в зарубежных исследованиях были установлены некоторые более частные показатели наличия у личности творческих способностей. Например, по мнению Д. Брунера, некоторые люди имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся как творческое мышление. Отмечено, что высококреативные дети имеют более высокие оценки на широту категоризации, познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восриятии окружающего мира, высоким уровнем когнитивной гибкости. Показано, что творческие личности более толерантны к непоследовательностям и данным, противоречащим их опыту. Согласно данным Торранса, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок в предпубертатном возрасте. Проведенные исследования Е.Е. Туник свидетельствуют о том, что креативность неоднозначно зависит от образования: большинство детей теряет свою спонтанную бесстрашность, когда становятся “окультуренными”.

Ветлугина Н.А. [20,стр.94] выделила следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей.

1. Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству.

- искренность, непосредственность переживаний;

- увлеченность, захваченность деятельностью;

- активизация волевых усилий, способность к “вхождению” в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

- пециальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

2. Показатели качества творческих действий.

- внесение изменений, дополнений, вариаций, преобразований в знакомый материал;

- создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов;

- применение известного в новых ситуациях;

- самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задачи;

- нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно;

- быстрота реакций, находчивость в действиях;

- хорошая ориентировка в новых условиях;

- нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

3. Показатели качества продукции детского художественного творчества.

- нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке, игре-драматизации;

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности ребёнка
Тема «Игра и игрушка» в последние годы вновь становится ключевой в отечественной науке и практике исследований современных проблем детства. Наращивающая с каждым годом темпы глобальная реформация российского общества не могла не отразить ...

Общение при стрессе
Стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается стрессогенным, существенно меняет характер последнего. При этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной че ...

Психологические особенности ребенка, имеющего соматические заболевания
Заболевший ребенок, как правило отличатся от здорового. у него меняется настроение он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным и реже беспечно – благодушным. Однако может расстраиваться не только эмоцион ...