Организация исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных семей

Психология развития » Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей » Организация исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных семей

Страница 1

Изучение ценностей старшеклассников осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой психодиагностики. При изучении индивидуальных ценностей объектом исследования психолога является как собственно ценностно-смысловая сфера, так и особенности мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленность, установки, интересы, мировоззрение и т.д.

Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация.

Диагностика индивидуальных особенностей ценностных ориентаций и смысловой сферы личности базируется на теоретических основаниях и подходах различных направлений психологии, описанных в предыдущих разделах.

В исследовании приняли участие ученики МОУ СОШ № 9 и № 13 г.Благовещенска. Отбор испытуемых осуществлялся по индивидуальным социально-проблемным картам старшеклассников, где в семьях:

- не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый надзор;

- создана обстановка, которая отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение;

- имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые старшеклассник;

- члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками;

- ведут антиобщественный образ жизни.

В выборку вошли 33 старшеклассника в возрасте от 15-17 лет – условно назовем группа "1" и их родители – группа "2", в которую вошли 33 респондента (28 матерей и 5 отцов) в возрасте 37 – 48 лет.

Таким образом, в каждой группе было по 33 испытуемых, причем каждому испытуемому – старшекласснику из группы "1" соответствовал испытуемый – родитель из группы "2". Так же был определен состав семей

В исследовании были использованы следующие методики:

1) Опрос родителей и старшеклассников направленного на определение характера отношений между родителями и старшеклассниками (Приложение А)

2) Методика – опросник Е.Шафер "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (Приложение Б).

Опросник создан Е. Шафером в 1965 г. Эта методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (по мнению подростков) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

- принятие - эмоциональное отвержение

- психологический контроль - психологическая автономия

- скрытый контроль - открытый контроль

Под принятием здесь подразумевается, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство подростками, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям Э. Матейчиком и П. Ржичаном. Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 г. В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации, и является весьма полезной для отражения тех факторов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми от психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Критерии оценки отношений между родителями и старшеклассниками следующие:

POZ - позитивный интерес: Прежде всего, психологическое принятие родителей подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке родителей, в большинстве случаев принимают их мнение, склонны соглашаться с ними. Такие формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В тоже время подростки не ждут от родителей чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что родители испытывают по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Младенчество. Особенности развития
Младенчество — особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов. Во-первых, младенец даже биологически — беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовл ...

Описание полученных результатов
В результате, исследуя мотивационную готовность детей экспериментальной группы "Солнышко", в декабре и в феврале (после формирующего эксперимента), мы получили следующие данные: представленные в таблицах № 1, 2, 3, 4 (см. Прилож ...

Красный рыцарь
Итак, Парсифаль продолжал свой путь, пока не повстречал Красного Рыцаря, который только что покинул дворец короля Артура. Красный Рыцарь обладал такой силой, что все войско короля Артура пасовало перед ним. Поэтому, когда ему что-нибудь т ...