Как видим, из таблицы 7 по рейтингу инструментальных ценностях совпали только ценностные ориентации у родителей и старшеклассников образованность и независимость. В остальных же ценностях наблюдаются явные расхождения.
Таким образом, внутрисемейная связь инструментальных ценностей у родителей и старшикласников не прослеживается. Если, анализировать, отдельно ответы старшеклассников и родителей то они схожи в области терминальных (базовых) ценностей, но разнятся в средствах их достижения – инструментальных ценностях. Очевидно, это связано с тем, что сегодня высшей формой отношения старшеклассников к действительности провозглашается право на свою индивидуальность. Из выше сказанного можно сделать вывод, что семья влияет на формирование ценностных ориентаций не в полной мере, в основном же старшеклассники хотят идти своим жизненным путем.
Далее необходимо было подтвердить полученные результаты диагностики ценностных ориентаций по М. Рокичу и определить, являются ли ценности старшеклассников и родителей зависимыми переменными. Для этого мы воспользовались специальной литературой математической статистики для психологов. В соответствии с предложенным методом анализа коэффициента корреляции Спирмена, мы произвели необходимые вычисления. А так как условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи и значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи мы получили:
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием терминальных ценностей старшеклассниками и родителями составляет 0,763, что говорит о тесной связи ценностей между родителями и старшеклассниками
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ранжированием инструментальных ценностей старшеклассниками и родителями составляет 0,287, это значит, что связь ценностных ориентаций между родителями старшеклассниками очень слаба.
В результате мы пришли к выводу о том, что терминальные ценности старшеклассников зависят от соответствующих структур родителей, а инструментальные ценности нет. Это означает, что ценностные ориентации родителей являются одним из многих факторов, которые могут оказывать воздействие на формирование ценностных структур старшеклассников.
Таким образом, ценностные ориентации старшеклассников относительно независимы и обособленны от воздействия внешней среды.
Прочие материалы:
Организация исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных
семей
Изучение ценностей старшеклассников осуществляется при проведении исследования – опросов, анкетировании, индивидуальной и групповой психодиагностики. При изучении индивидуальных ценностей объектом исследования психолога является как собст ...
Методы лечения
Вылечить алкоголизм можно двумя методами - медикаментозным и психотерапевтическим, но чаще всего они применяются в комплексе. В современной медицине используется как лечение травами, народными средствами, нетрадиционными способами так и н ...
Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона
Предметом этой психологии является развитие личности через кризисы. Задачи, решаемые этим психологическим направлением:
1) исследование кризисных стадий в развитии личности;
2) исследование влияния социокультурного контекста на развитие ...
Навигация