Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Психология развития » Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей » Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Страница 2

Основным механизмом личностного развития выступает отношение как целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей человека с различными сторонами и объектами действительности, что выражается в его действиях реакциях и переживаниях и формируется в деятельности и общении. Ценность добра означает альтруистическую направленность человека, его сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Принцип "Спешите делать добро" становится правилом организации социальных отношений, которые противостоят тенденции насилия, разрушения, зла. Ценность истины отражает отношение к познанию, разуму, пониманию. Ценность проникновения в суть явлений предметной реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений и есть базисная человеческая ценность познания. Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического отношения к миру. Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека. Воспитание гражданственности означает привитие интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения национальной культуры, понимание и уважение национальных традиций и обычаев наполняет конкретным содержанием развитие гражданственности. Гражданственность означает знание законов, регулирующих отношения в стране, понимание их роли в развитии общества. Ценность труда означает естественное условие человеческой жизни, нормальное существование. У человека создаются предпосылки позитивного отношения к труду, развивается желание и умение трудиться. В качестве ведущей ценности выступает ценность свободы человека, которая предполагает свободу выбора, свободу действия в рамках закона, свободу вероисповедания, свободу определения жизненного пути. Ценность природы определяет бережное отношение к ней как среде обитания и выживания человека. Любовь к природе означает переживание чувства красоты, гармонии, совершенства. Указанные ценности составляют базовый уровень общего содержания, находят отражение во всех предметах и составляют основу историко-культурной компетентности. На базе указанной компетентности формируется совокупность социальных качеств личности, которая может быть охарактеризована как уровень интеллигентности.

В образовании представлены действия и поступки личностей, масс по изменению системы общественных отношений, созданию новых ценностей. Многие аспекты педагогического опыта отражают развитие ценностных оснований жизни в историческом измерении. Например, демократия как ценность начинает усваиваться в курсе истории древнего мира и превращается с развитием ученика в его ценностную ориентацию, влияющую на выбор политических предпочтений при изучении демократии и диктатуры, социализма и либерализма.

Ценностные ориентации состоят из когнитивного, эмоционально-оценочного, мотивационно-поведенческого компонентов. Их содержательное наполнение обусловлено спецификой усваиваемой ценности. Когнитивный компонент ценностной ориентации предполагает фиксацию в сознании учащихся результата овладения ими знания о ценности. Оно выражается на уровне представлений (ценность – не ценность), понятий, идей об идентификации личности с усваиваемым объектом. Эмоционально-оценочный компонент исследуемого личностного образования предоставляет возможность для выявления особенностей отношения школьников к объекту, которое может проявляться в создании общего эмоционального фона, ситуативном выборе эмоциональных оценок, устойчивых эмоционально-оценочных переживаниях старшеклассников. Мотивационно-поведенческий компонент ценностной ориентации отражает ее практический, действенный характер.

Активность старшеклассников по присвоению ценности может выступать в нескольких формах. Источником "познавательной" активности являются познавательные интересы учащихся по отношению к сущности ценности, "рефлексивная" активность побуждается мотивами самопознания себя как носителя ценностной ориентации. В основе "прогностической" активности находятся мотивы будущей самореализации. Каждый из компонентов ценностной ориентации обладает определенной функциональной заданностью:

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Стадии эволюционного развития
По традиции у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение свое ...

Религиозное воспитание
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведе­ния - соответствующие вероучительным принципам определенной ко ...

Практические рекомендации по преодолению кризиса у лиц среднего возраста
Для преодоления кризиса у лиц среднего возраста можно использовать тренинг самопознания и личностного роста. Основные задачи тренинга: самопонимание; саморегуляция; понимание других людей в ситуации общения; коррекция неадекватных и ...