Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Психология развития » Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей » Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Страница 3

1) когнитивный реализует информативно-фиксирующую, обобщающую и систематизирующую функции;

2) эмоционально-оценочный компонент выполняет оценочно-императивную функцию;

3) мотивационно-поведенческий – мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.

Взаимосвязь компонентов ценностных ориентаций носит интегративный характер, отражает неразрывность субъективно-личностных элементов как единства внутреннего плана отношения учащихся к объектам и объективно – практических действий в учебной деятельности. Содержательное наполнение и особенности взаимосвязи компонентов ценностных ориентаций выступили основанием для определения ее как интегративного, устойчивого личностного образования, которое включает знание сущности ценности, эмоционально– оценочное отношение к ней и выражается в активности личности по присвоению данной ценности.

Компонентный состав ценностной ориентации определил выбор ее критериальных оснований [Таблица 1]

Таблица 1 - Критерии и показатели проявления у старшеклассников ценностной ориентации

Критерии

Показатели

1.Когнитивный

Полнота знаний о ценностях

Системность знаний о ценностях

2. Эмоционально- оценочный

Характер объектов эмоционально-оценочного отношения

Форма эмоционально-оценочного отношения к объектам

3. Мотивационно- поведенческий

Характер мотивов активности в присвоении ценностей

Степень сформированности поведения

Ведущим средством обучения выступают учебные задачи ценностно-смыслового характера, классифицируемые по содержанию, по форме отражения "ценностной" реальности, по характеру и форме заданности искомого, по уровню сложности. Отличаясь полифункциональностью, они выступают основанием для конкретизации и выстраивания системы дидактических средств на каждом этапе процесса обучения в зависимости от уровня сформированности ориентации.

В качестве средства достижения поставленной цели можно использовать объяснительно-иллюстративное изложение, художественные тексты, учебные задачи ценностно-смыслового характера. Формирование компонентов ценностной ориентации обусловливалось спецификой присвоения содержания ценностей.

Таким образом, сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п.

Страницы: 1 2 3 

Прочие материалы:

Понятие «тревожность» и причины ее возникновения
Тревога – это состояние беспокойства, возникающее у человека в ситуации, которая представляет для него определенную психическую или психологическую угрозу. Это состояние еще часто называют тревожностью. По общепринятому определению трево ...

Учение как деятельность
Итак, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ...

Представление
Наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления вообра ...