Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Психология развития » Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей » Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре личности

Страница 3

1) когнитивный реализует информативно-фиксирующую, обобщающую и систематизирующую функции;

2) эмоционально-оценочный компонент выполняет оценочно-императивную функцию;

3) мотивационно-поведенческий – мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.

Взаимосвязь компонентов ценностных ориентаций носит интегративный характер, отражает неразрывность субъективно-личностных элементов как единства внутреннего плана отношения учащихся к объектам и объективно – практических действий в учебной деятельности. Содержательное наполнение и особенности взаимосвязи компонентов ценностных ориентаций выступили основанием для определения ее как интегративного, устойчивого личностного образования, которое включает знание сущности ценности, эмоционально– оценочное отношение к ней и выражается в активности личности по присвоению данной ценности.

Компонентный состав ценностной ориентации определил выбор ее критериальных оснований [Таблица 1]

Таблица 1 - Критерии и показатели проявления у старшеклассников ценностной ориентации

Критерии

Показатели

1.Когнитивный

Полнота знаний о ценностях

Системность знаний о ценностях

2. Эмоционально- оценочный

Характер объектов эмоционально-оценочного отношения

Форма эмоционально-оценочного отношения к объектам

3. Мотивационно- поведенческий

Характер мотивов активности в присвоении ценностей

Степень сформированности поведения

Ведущим средством обучения выступают учебные задачи ценностно-смыслового характера, классифицируемые по содержанию, по форме отражения "ценностной" реальности, по характеру и форме заданности искомого, по уровню сложности. Отличаясь полифункциональностью, они выступают основанием для конкретизации и выстраивания системы дидактических средств на каждом этапе процесса обучения в зависимости от уровня сформированности ориентации.

В качестве средства достижения поставленной цели можно использовать объяснительно-иллюстративное изложение, художественные тексты, учебные задачи ценностно-смыслового характера. Формирование компонентов ценностной ориентации обусловливалось спецификой присвоения содержания ценностей.

Таким образом, сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п.

Страницы: 1 2 3 

Прочие материалы:

Потенциалы возрастного развития
Успешное формирование всесторонне и гармонически развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития. Включенность человека в разные системы: биологические, экологические, социальные, определяет чрезвычайную сложность и ...

Классификация сказок
Изучению русского фольклора и, в частности, сказок посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.Н.Никифоров, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, В.Я.Пропп, М.Н.Мельников и многие другие. Ученые по – разному трактовали понятие "сказка&quo ...

Кризис смерти.
Смерть с точки зрения психологии - это кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека. Являясь на физиологическом уровне необратимым прекращением всех жизненных функций, имея неминуемую личную значимость для ч ...