Половая и гендерная идентичность

Проблема формирования и развития гендерной идентичности - одна из важных и актуальных проблем психологической науки. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию личности. Внешние, социокультурные условия развития гендерной идентичности представлены гендерными стереотипами. Гендерные стереотипы являются существенным элементом многоуровневой саморегуляции поведения субъекта. [36]

Наиболее эффективное выяснение сущности понятий половой и гендерной идентичностей происходит в случае их соотнесения между собой, когда обнаруживаются их сходство и различие, а также взаимосвязь.[18]

Половая идентичность связана с содержанием понятия пола и характеризуется идентификацией человека с биосоциальным единством, обладающим половозрастными особенностями и воспринимающим их в качестве особенностей его индивидуального существования. Половая идентичность как разновидность социальной идентичности соотносится преимущественно с такими социальными взаимодействиями, которые используют чувственный контакт.

Гендерная идентичность, естественно, связана с понятием гендера и направлена на идентификацию человека с образом социокультурного существа. Гендерная идентичность есть разновидность культурной идентичности, которая представляет собой совокупность идеальных представлений общества о факте полового диморфизма, транслирующих личностному сознанию систему норм поведения, предписаний мышления и чувствования и образцов самовосприятия. Гендерная идентичность связана с половой идентичностью. Однако связь эта не имеет причинно-следственного характера и подчиняется принципу «культурной относительности» вместе с любым другим объектом культуры.

Гендерная идентичность опирается на материальный носитель - половозрастные особенности организма и половую идентичность человека. Гендерная идентичность поддерживается социальным окружением человека, социальными ожиданиями относительно поведенческих и мотивационных установок, поэтому нарушение половозрастного развития зачастую приводит к конфликту между человеком и обществом. Задача уменьшения подобных конфликтов с успехом решается в современном обществе благодаря ослаблению или полному лишению связи между половой и гендерной идентичностями.[19]

Таким образом можно дать определение, что же такое гендерная идентичность: гендерная идентичность

(осознание своего пола) означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами, переживание ими своей маскулинности - фемининности. Это единство самосознания и поведения индивида, который причисляет себя к определенному полу и ориентируется на требования соответственной половой роли. Осознание индивидом своей гендерной идентичности предполагает определенное отношение к ней - полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения.

Половая идентичность связана с конкретным телом, под «эгидой» которого формируется система представлений о норме пола и нормальном виде и поведении его представителя. Гендерная идентичность связана с системой качеств, которые относятся не к полу, а к его культурной сущности, его всеобщности (феминность, маскулинность). Поэтому гендерная идентичность обладает гораздо большей символической свободой (беспредметностью), чем половая идентичность. [17]

Таким образом, пол

есть биосоциальный феномен, который можно охарактеризовать как реализацию человеком в социальном пространстве своей биологической природы, а гендересть социокультурный феномен, реализующий в социуме нормативно-ценностное строение человеческой сознания. Отсюда следует вывод, что половая идентичность как форма социальной идентичности детерминирована половозрастными особенностями человека, тогда как гендерная идентичность как форма культурной идентичности детерминируется социокультурным опытом народа, т.е. неприродным источником.

Прочие материалы:

Последствия внутриличностного конфликта
Внутриличностные конфликты и фрустрация могут иметь для личности и окружающих как негативные, так и позитивные последствия. Если выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться. Когда рост напряжения превыша ...

Общие способности и интеллект
При исследовании общих способностей Л я получила следующие результаты: · переключаемость внимания – высокая · избирательность внимания – высокая · непроизвольная память – средняя норма для взрослого человека · объем кратковременной па ...

Ассоциации
Все представления, содержащиеся в памяти, суще­ствуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные совокупности — ассоциации. Ассоциация — это связь, сочетание определенных представлений между собой. Ассоциация между представлени ...