Организация и методы экспериментального исследования

Страница 3

Развитие идей Франкла в отечественной психологии привело к созданию теста осмысленности жизни. Результаты, полученные при факторном анализе теста осмысленности жизни, позволили исследователям Д.А. Леонтьеву, М.О. Калашникову и О.Э. Калашниковой сделать вывод, что осмысленность жизни не является внутренне однородной структурой. На основании факторизации тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентаций, включающий в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять факторов, которые можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. Полученные факторы разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни (процесс жизни) и удовлетворенность самореализацией (результативность жизни). Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью(будущим), процессом(настоящим) и результатом(прошлым). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно данных исследования, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение о том, что контроль возможен-локус контроля-жизнь (управляемость жизни), а второй отражает собственную веру в собственую способность осуществить этот контроль-локус контроля-Я (Я-хозяин жизни).

Используемый вариант методики адаптирован Д.А. Леонтьевым.

Тест содержит пять измерительных шкал:

1. «Цели в жизни» - -характеризует наличие или отсутствие в жизни беременной целей в будущем»

В группе беременных в возрасте 18 -25 лет показатель целей в жизни значительно ниже (они не рассматривают материнство как важную цель в жизни), в группе беременных в возрасте 27 -32 года материнство рассматривается как наиболее важная цель в жизни).

2. Процесс жизни, интерес к нему и эмоциональную насыщенность жизни - показывает, насколько беременная оценивает материнство как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс. Показатель выше в группе 27 -32 года.

3. Результат жизни отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна будет прожитая жизнь. Показатель выше в группе 27 -32 года.

4. Локус контроля «Я» - говорит о том, обладает ли личность достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями.

5. Управляемость жизнью. Показатель выше в группе 27 -32 года.

Тест Митчелла Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, поскольку ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича мы подкрепили данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1.Терминальные.

Это убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

2.Инструментальные.

Это образ действий или свойство личности, которое является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует классическому делению на ценности-цели и ценности-средства.Для проведения теста респондентам предъявляют

два списка ценностей (по 18 в каждом),либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемые присваивают каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала представляется нам более целесообразной, так как дает более надежные результаты.

Вначале предъявляются набор терминальных, а затем инструментальных ценностей. (приложение)

Результаты исследования по методике УСК

При работе с беременными по методике УСК мы зафиксировали результаты, представленные в таблицах 5,6.

Таблица 5

Результаты по тесту Уровень субъективного контроля (УСК) в группе беременных (возраст 27 -32 года) (в стенах)

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Локализация субъективного контроля

1

6

6

6

6

4

6

4

интернальный

2

4

7

7

6

4

6

4

экстернальный

3

6

6

8

6

4

6

6

интернальный

4

6

6

6

6

4

6

4

интернальный

5

4

6

6

6

8

6

8

экстернальный

6

6

8

8

6

4

6

8

экстернальный

7

6

7

8

6

4

6

6

экстернальный

8

6

6

8

7

3

6

4

интернальный

9

6

7

6

6

4

6

6

интернальный

10

6

6

6

6

4

6

6

интернальный

11

6

6

8

6

8

6

4

интернальный

12

6

7

4

4

4

6

8

интернальный

13

6

7

6

4

4

6

8

экстернальный

14

7

7

6

4

4

6

6

интернальный

Сред. зн.

5,78

6,57

6,64

5,64

4,05

6

5,85

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, ...

Анализ влияния стиля педагогической деятельности на дездаптацию школьников
Поступление ребенка в учебное заведение означает начало нового периода его жизни. Успешность преодоления данного периода обусловлена особенностями прохождения дошкольного этапа, развитием дошкольника в семье, детском саду, что в значитель ...

Формирующий эксперимент
Цель: коррекция поведения супругов в конфликте через развитие коммуникативных отношений. Содержание формирующего эксперимента: - Лекция №1. Причины конфликтов между супругами - Лекция №2. Способы снятия конфликтов в семье - Лекция №3. ...