Анализ и обработка результатов исследования

Страница 3

Теперь вернемся к рассмотрению вопроса о влиянии ведущей деятельности на успеваемость учащихся по физике. Из таблицы 1 видно, что средний балл по классу уменьшается с течение времени. За 7 класс средний балл по физике по классу был равен 4,2, в I четверти 8 он составил 4,1, а во второй четверти 8 класса – 3, 75. Как уже было отмечено выше, на успеваемость учащихся влияет и их ведущая деятельность. На основании таблице 1, если принять, что только ведущая деятельность обусловливает успеваемость учащихся, можно сделать вывод о существовании зависимости между успеваемостью учащихся и их ведущей деятельностью, а также построить график этой зависимости.

Зависимость успеваемости учащихся от ведущей деятельности показана на рисунке 1.

Рис. 1. Зависимость успеваемости учащихся от ведущей деятельности

Выявление вида зависимости, позволяет нам говорить о приближенном времени, которое занимает переходная стадии от учебной деятельности к

деятельности общения. Совершенно очевидно, что ведущая деятельность не меняется мгновенно, то есть ведущая деятельность не может поменяться с учебной деятельности на деятельность общение сразу, за короткий период времени. Существует некоторая промежуточная стадия, некий сдвиг, который в свою очередь и обуславливает смену ведущей деятельности.

После математической обработки графика, представленного на рисунке 1, мы получили явный вид функции, которая выражается следующей системой уравнений:

(1)

Вычтем из первого уравнения системы (1) второе. Мы получим следующее уравнение:

(2)

Уравнение (2) можно переписать в следующем виде:

(3)

Уравнение (3) представляет собой квадратное уравнение вида

(4)

Для нахождения решения необходимо воспользоваться следующими формулами:

(5)

(6)

Применяя формулу (5), найдем дискриминант уравнения (3):

(7)

Принимая во внимание то, что дискриминант больше нуля, можно утверждать, что уравнение (3) имеет два решения. Используя формулу (6) найдем эти решения:

(8)

(9)

(8) и (9) представляют собой систему решений уравнения (3).

Полученные результаты можно интерпретировать как временные границы переходной стадии от учебной деятельности к деятельности общения, то есть можно говорить о периоде времени, в течение которого продолжался сдвиг в развитии психики, который и привел непосредственно к смене ведущей деятельности. Другими словами, окончательная смена ведущей деятельности (с учебной деятельности на общение) произошла у исследуемого класса в период с конца четвертой четверти 7 класса по начало второй четверти 8 класса. Это отразилось на уровне успеваемости учеников – мы видим явное ее снижение.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на данный период развития детей, потому что (как показали результаты исследования), именно в это время происходит спад успеваемости учащихся. И нами данный возраст детей был выбран не случайно. Совершенно очевидно, что ведущей деятельностью школьников, обучающихся в четвертом классе, является учебная, но, в соответствии с возрастной периодизацией, уже в 6, 7 или 8 классе ведущей деятельностью становится общение. Учебная деятельность для школьников отодвигается на второй или даже третий план. Успешность личности, ее популярность теперь зависят от умения держать себя, быть душой компании, умения быстро реагировать на изменяющиеся условия. Поэтому, педагогу, который хочет и может предотвратить снижение успеваемости в данный период развития детей, необходимо так организовать деятельность учеников в этот период, чтобы не было снижения качества обучения, не забывая о закономерностях психического развития и индивидуально – типологических особенностях учеников.

Страницы: 1 2 3 

Прочие материалы:

Понятие и виды самооценки, и ее значение для жизни в учебной деятельности
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только ф ...

Воображение и восприятие
Поскольку и восприятие, и воображаемый образ зарождаются в мозгу. Возможно постепенное превращение одного в другой. В отличие от ощущений восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, велич ...

Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произ ...