Цель: повторно определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психического напряжения. Сравнить полученные данные с результатами констатирующего эксперимента.
Данная цель решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.
Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.
Рис.2.5. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период
контрольного эксперимента
Где: У - общая неудовлетворенность;
Н - нервно-психическое напряжение;
Т-семейная тревожность.
Рис.2.6. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период контрольного эксперимента
Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в группе А процент общей неудовлетворенности нервно-психического напряжения и семейной тревожности значительно снижен. Данные контрольной группы практически не изменились - преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).
Анализируя работу контрольного эксперимента и сравнивая данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что составленная нами программа оказывает влияние на отношения между супругами, но стиль поведения в конфликте практически не меняется.
Следующим этапом контрольного эксперимента является установление влияния типа темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте. Для этой цели нами была составлена следующая таблица:
Таблица 2.3.
«Тип темперамента и стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период контрольного эксперимента»
Код семьи |
тип темперамента |
стратегии поведения в конфликте |
А 1 |
холерик |
компромисс, |
А 2 |
меланхолик |
компромисс |
А 3 |
сангвиник |
избегание |
А 4 |
меланхолик |
компромисс |
А 5 |
флегматик |
приспособление, компромисс |
А 6 |
холерик |
компромисс, приспособление |
А 7 |
флегматик |
компромисс, приспособление |
А 8 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Таблица 2.4.
«Тип темперамента и стратегии поведения в конфликте в контрольной группе на период контрольного эксперимента»
Код семьи |
тип темперамента |
стратегии поведения в конфликте |
Б 1 |
флегматик |
приспособление, избегание |
Б 2 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Б 3 |
флегматик |
компромисс, приспособление |
Б 4 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Б 5 |
холерик |
компромисс, приспособление |
Б 6 |
меланхолик |
компромисс |
Б 7 |
сангвиник |
приспособление, избегание |
Б 8 |
меланхолик |
компромисс |
Прочие материалы:
Влияние среды на развитие человека.
Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость — все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, прич ...
Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к
школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали пр ...
Воображение и эмоции
Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Известно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А дет ...
Навигация