Виды агрессии и их характеристики

Страница 2

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

По направленности:

направленная во вне;

направленная на себя (аутоагрессия);

По цели:

интеллектуальная агрессия;

враждебная агрессия;

По методу выражения:

физическая агрессия;

вербальная агрессия;

По степени выражения:

прямая агрессия;

косвенная агрессия;

По наличию инициативы:

инициативная агрессия;

оборонительная агрессия;

Исследования К. Лионе и В. Амэй выявляют агрессию, мотивированную страхом.

Данная норма агрессии ранее относилась к эмоциональной форме выражения. Этим детям свойственны экспрессивные припадки бешенства, они постоянно испытывают высокий уровень тревожности и опасности, переживают страх и пытаются с помощью “приступов бешенства” уменьшить его, а также снять напряжение и тревогу (Н.А. Дубинко).[46]

А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебностьи определил последнюю как: " .реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей, и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1.

Физическая агрессия

- использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия –

окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение -

готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм

- оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида

- зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность

- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия

- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины

- выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

Агрессивное действие

- это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении

.[48]

Сама же агрессивность

подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Не агрессивность как таковая, а, наоборот, ее отсутствие, способность затормозить агрессивную реакцию, наличие сотрудничества и охрана потомства, забота о нем, взаимовыручка и опасность всегда благоприятствовали сохранению вида в целом и отдельных его особей. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Общая характеристика деятельности
Нам известно положение о том, что способом существования материи является движение. Движение — неотъемлемое свойство материи. На некотором этапе своего развития материя обретает новое качество и становится жизнью. Теоретически это означае ...

Описание диагностических подходов и методик к изучению взаимосвязи успешности бучения и самооценки младшего школьника
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы – восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Ведущей в мла ...

Развитие представлений о девиантном поведении
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.[2;23;30] Изучен ...