Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:
По направленности: |
направленная во вне; направленная на себя (аутоагрессия); |
По цели: |
интеллектуальная агрессия; враждебная агрессия; |
По методу выражения: |
физическая агрессия; вербальная агрессия; |
По степени выражения: |
прямая агрессия; косвенная агрессия; |
По наличию инициативы: |
инициативная агрессия; оборонительная агрессия; |
Исследования К. Лионе и В. Амэй выявляют агрессию, мотивированную страхом.
Данная норма агрессии ранее относилась к эмоциональной форме выражения. Этим детям свойственны экспрессивные припадки бешенства, они постоянно испытывают высокий уровень тревожности и опасности, переживают страх и пытаются с помощью “приступов бешенства” уменьшить его, а также снять напряжение и тревогу (Н.А. Дубинко).[46]
А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебностьи определил последнюю как: " .реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей, и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1.
Физическая агрессия
- использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия –
окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение -
готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм
- оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида
- зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность
- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия
- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины
- выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивное действие
- это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении
.[48]
Сама же агрессивность
подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Не агрессивность как таковая, а, наоборот, ее отсутствие, способность затормозить агрессивную реакцию, наличие сотрудничества и охрана потомства, забота о нем, взаимовыручка и опасность всегда благоприятствовали сохранению вида в целом и отдельных его особей. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
Прочие материалы:
Уровень сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимо: планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и з ...
Организация и методы исследования
Теоретический анализ проблемы, осуществленный на втором этапе исследовательской работы показал, что социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с ...
Общие умственные и творческие способности
“ ”
Креативность (от лат. – созидание): творческие возможности (способности), которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты де ...
Навигация