История изучения нервно-психических состояний человека

Психология развития » Влияние тревожности на профессиональную деятельность » История изучения нервно-психических состояний человека

Страница 1

Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест.

Понятие «психическое состояние» относится к коренным, родовым понятиям в психологии, и поэтому, как отмечает Д. Левитов, дать его собственное определение через еще более обобщенные понятия чрезвычайно трудно [6, 95].

Понятие «психическое состояние» имеет практический категориальный характер и является одним из основных аспектов содержания психологической науки. Обладая известной самостоятельностью (отсутствием жесткой зависимости от внешних условий), психические состояния во многом определяют деятельность человека. И.П. Павлов указывал, что для деятельного состояния мозга важна не только динамика ситуационных характеристик, сколько имеющееся в данный момент состояние нервных процессов в головном мозге [10, 111].

Интерес к психическим состояниям, в которых оказывался человек, и которые во многом определяли его поведение, внешний вид, деятельность, появился в глубокой древности.

В VI в. до нашей эры Гераклитом был отмечен противоречивый характер определения понятия «Состояние» и его содержательной трактовки. Гераклит указывал, что само слово «состояние» свидетельствует о постоянстве, устойчивости этого психического феномена. Однако в тоже время он отмечал динамичность, процессуальный характер психического состояния и полагал, что «состояния души» могут переходить из одного качества в другое.

Наиболее четкое представление о психических состояниях было у Аристотеля. Он считал, что психические состояния – это особые состояния души, выделял их в самостоятельную психологическую категорию и подчеркивал связь между ними и характеристиками телесного субстрата. Аристотель разделял понятия психического состояния и психической деятельности и допускал, что психические состояния развиваются под влиянием внешних воздействий.

В конце І - начале ІІ тысячелетия нашей эры великий ученый Авицена указывал, что эмоции представляют собой определенные формы «животной силы», и подчеркивал их связь с телесными изменениями. Ему же, по существу, принадлежит идея соединить медицину с психологией, т.е. учитывать состояния души человека при оценке болезненных телесных расстройств.

В эпоху позднего средневековья и, особенно в эпоху Возрождения появились новые воззрения на психические состояния. Уже Декарт считал, что психические состояния как явления сопровождаются изменениями в поведении, мимике и в состоянии внутренних органов человека.

В XVIII-XIX вв. продолжались попытки классифицировать психические состояния. Так Вундт, предложил дихотомический принцип, на основе которого в каждом психическом состоянии выделял две группы: напряжение-расслабление, возбуждение-успокоение.

Дарвину и Джемсу принадлежат тщательные описания внешних проявлений психических состояний. Джемс, в частности полагал, что психические состояния, в том числе и состояния сознания, являются главным предметом психологической науки в целом.

В первой половине ХХ века страх и чувство тревоги анализировали Мак Даугол, Уотсон, Фрейд, Фромм, Селье, Спенсер, Спенс и Тейлор.

Большинство исследователей сходятся в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в работах З. Фрейда.

Он сосредоточил свое внимание на тревожности, которую рассматривал как субъективный опыт, сопровождающийся реакциями страха. Он определил тревожность как «какое-то чувство», неприятное эмоциональное состояние. В дополнение к дрожи, нарушению дыхания и остальным биологическим проявлениям Фрейд предположил, что состояние тревожности состоит из чувства напряженности, страха, нервозности. Фрейд также детально рассматривал разницу между «объективной»и «невротической» тревожностью.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); 3. Проблема соотношени ...

Организация собственного исследования на тему: «Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника»
Цель исследования – изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень само ...

Факторы семейного воспитания
Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Однако практика семейного воспитания по ...