Результаты исследования и их интерпретация.

Страница 3

Проанализируем возрастные изменения всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами (см. таблицу 2,3,4 и диаграммы к этим тестам). Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента.

В результате анализа мы пришли к следующим выводам: что по факторам Беглость и Гибкость, Оригинальность, Название наблюдается незначительное различие между сравниваемыми группами, у учащихся «ДШИ» наблюдается незначительный рост по указанным факторам; по фактору Разработанность наблюдается существенное различие между сравниваемыми группами. Это свидетельствует о том, что с увеличением возраста увели­чивается асимметричность и сложность рисунков детей, что свя­зано с уровнем креативности.

У детей, обучающиеся в школе искусства, суммарный показатель творческого мышления весьма значителен. Эти дети несколько превосходят учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе по количеству рисунков, их разнообразию и по использованию различных частей предоставленного для рисунков пространства, по асимметрии рисунка и творческому использованию языка – вербального средства для отображения сути образного здания.

Сравнительный анализ по возрастным показателям в самой группе показал, что по фактору Беглость с возрастом в обеих группах наблюдается незначительное падение показателей. Предположительно, с возрастом произвольный компонент сознания усиливается, что и обеспечивает меньшую продуктивность деятельности группы по данному показателю.

Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет), наблюдается некоторый рост показателей.

У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных изменений по количеству идей, разнообразию кате­горий и изображению рисунка в разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим показателям с возрастом.

Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образ­ной батареи тестов Творческого мышления Торренса [7], где на­блюдается аналогичная закономерность – показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно одина­ковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет их роста с ростом возраста).

По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, раз­личия достоверны на 0,01 уровне значимости).

По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается с увеличени­ем возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарно­го запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с по­мощью слов (различия статистически значимы на уровне 0,01).

По общему суммарному показателю творческого мышления также наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение проис­ходит за счет разработанности-асимметрии и названия).

В таблице 2 представлены средние значения для различных факторов творческого мышления, стандарт­ные отклонения, уровень достоверности критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп для объединенной выборки де­тей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объеди­ненных разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий анализировалась с помощью t-кри­терия Стьюдента для независимых выборок.

Данные исследования показали наличие более высоких ре­зультатов у учащихся школы искусства по факторам Беглость (0,01 уровень значимости), Гиб­кость (0,05 уровень значимости), Оригинальность (0,01 уровень значимости), Разработанность (0,05 уровень значимости). В целом по тесту творческого мышления общий суммарный показатель учащихся «ДШИ» соответствует норме. Общий суммарный показатель учащихся общеобразовательной школы находится ниже нормы. Это подтверждается в представленных диаграммах для каждой возрастной группы и показателями внутри каждой группы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Соотношение ощущений, восприятия и представлений
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить потребности общаться, играть, учиться и трудиться человек должен восприни ...

Замысел в деятельности детей
Изобразительная деятельность, подобно любой психической деятельности, состоит из двух частей - ориентировочной и исполнительной (П.Я. Гальперин). По нашему мнению, ориентировочной частью в изобразительной деятельности является замысел. По ...

Особенности восприятия телевизионных передач подростками
Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение, которое оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека, и, прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения, несмотр ...