Познавательные психические процессы личности

Страница 2

Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.), не имеет своего специфического содержания.

Согласно данным психофизиологии, селективность направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как отвлекаемость и трудности сосредоточения возникают, как на фоне пассивного или диффузного бодрствования, так и на фоне чрезмерного бодрствования эмоционального возбуждения, тревоги, беспокойства. [41]

Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от пассивного к активному бодрствованию и связанная с возбуждением особой подкорковой структу­ры мозга – ретикулярной формации активизация этого образования, в свою очередь, приводит к повышению тонуса коры головного мозга.

В то же время, избирательность внимания находит объяснение в свете представления о ведущей роли коры больших полушарий и открытого И.П. Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому за­кону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головно­го мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, тормо­жение в одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в дру­гих. Так что в каждый момент времени в коре головного мозга может быть обнаружен определенный «очаг повышенной возбудимости», который И.П. Павлов сравнивал со «светлым пятном», окруженным более или менее зна­чительной тенью. Психологический смысл закона индукции выражается, в частности, в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте или ас­пекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активно­сти и игнорирования внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам субъекта. Экспериментально доказано наличие тормозящих влияний коры на ретикулярную формацию, обеспечивающих ее избирательную активацию.[41]

Для прояснения физиологической природы внимания также имеет боль­шое значение принцип доминанты, выдвинутый А.А.Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе все нервные импульсы, поступающие в это время в мозг, за счет чего усиливается его «господство». Основой возникновения такого очага является не только интенсивность действующего раздражителя, но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующим опытом, наличием в коре головного мозга уже проторенных путей, закрепленных связей и сложившихся нейронных ансамблей, определенной совокупностью доминирующих возбуждений и торможений. Психологически доминанта проявляется в избирательном внимании к одним раздражителям при отвлечении от других.

Эксперименты с рассеченными полушариями мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела и подчиняются общим законам межполушарной функциональной асимметрии мозга. Иными словами, каждое из полушарий выполняет специфическую функцию в организации внимания. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, правое — поддержку общего уровня настороженности, а посредством их интеграции достигается целостность процесса.

Внимание также в значительной мере определяется индивидуально-ти­пологическими особенностями личности, связанными с типом нервной системы и темперамента. Внимание выполняет ряд специфических функций, среди которых:

1) отбор значимых, релевантных или соответствующих потребностям и целям деятельности, внешних раздражителей, который осуществляется в несколько этапов, как по физическим, так и по семантическим при­знакам;

2) игнорирование несущественных воздействий среды и торможение побочной, отвлекающей активности;

3) поддержание определенного уровня активации до момента окон­чания деятельности;

4) регуляция и контроль осуществляемой субъектом деятельности.

В отечественной психологии разработана теория внимания как функ­ции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Следуя такому представлению, П.Я. Гальперин ус­матривал в акте внимания свернутое автоматизированное умственное действие контроля.

Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Понятие ценностных ориентаций
Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых и ...

Организация и содержание профилактической работы
Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка. Формирующий этап исследования проводился в ноябре - декабре 2009 года. Нами использовалась профилактическая программ ...

Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют ...