Познавательные психические процессы личности

Страница 3

· активность (степень включенности сознания и воли субъек­та в процесс внимания),

· концентрация (степень сосредоточения на объекте),

· устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени),

· переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой),

· объем,

· распределение (на несколько объектов одновременно).

Первые эксперименты по изучению свойств внимания были проведены уже во второй половине XIX века. Так в 1887 году французский психолог Ф. Полан впервые зафиксировал такой феномен, как распределение внимания: он декламировал знакомое стихотворение, одновременно записывая другие стихи или производя простое умножение чисел, причем ни одна из операций не замедлялась.[38] Позднее в 1895 году французским психологом Б.Бурдоном был предложен корректурный тест, суть которого состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.

Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне посте­пенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, который первым отвлечет на себя внимание испытуемого[41].

Переключение внимание, как показывают данные психофизиологических экспериментов, тесно связано с такими свойствами нервной системы, как подвижность инертность.

Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 – у младших школьников.

Классификации видов внимания. К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания.

1. Непроизвольное или непреднамеренное внимание, генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается особенностями объекта — силой воздействия, новизной и пр.

2. Произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловлен­ное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специ­фически человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом личности.

3. Послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными целя­ми и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; эта разновид­ность внимания связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятель­ности, и обеспечивает его высокую продуктивность. Н.Ф. Добрынин, предложивший данную градацию, предполагал наличие взаимопереходов между тремя указанными видами внимания.[37]

В зависимости от локализации объекта внимания различают внима­ние внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего ми­ра, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Переме­щение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие про­цессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, транс. Другой вариант классификации — подразделение внимания на сен­сорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внима­ние), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процес­сы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

В истории психологии одна из наиболее ранних попыток классификации всего многообразия феноменов и проявлении внимания была предпринята У. Джемсом, который по разным критериям выделил три основные разновидности: [38]

1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное),

2) непосредственное (когда объект интересен сам по себе) и производное, опосредованное,

3) непроизвольное, или пассивное (не требующее усилий) и произволь­ное (активное), сопровождающееся сознательным усилием. Как видно, данная классификация содержит в себе зачатки всех последующих, более поздних и детальных, в силу чего она не утратила научной ценности и в наши дни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Заключение.
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окр ...

Особенности восприятия телевизионных передач подростками
Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение, которое оказывает значительное влияние на все стороны жизни человека, и, прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения, несмотр ...

Факторы, влияющие на удовлетворенность работой.
Удовлетворенность работой, наряду с качеством профессиональной деятельности, отражает состояние системы человеческих ресурсов. Удовлетворенность работой определяется разными авторами в контексте различных психических феноменов, например, ...