Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования

Психология развития » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования

Страница 1

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений в группе дошкольников и на развитие эмоциональных связей с семьей.

Цели и задачи эмоционально-нравственного развития дошкольника, развитие его отношений со сверстниками могут быть реализованы в рамках подраздела программы «Пралеска» «Человек и общество», который в свою очередь состоит из таких разделов как «Ребенок как член семьи», «Ребенок как член детской группы», «Ребенок как член общества», «Тайна моего «Я».

В данном пособии основное внимание уделено развитию системы межличностных отношений.

Раздел «Ребенок как член детской группы» предусматривает решение следующих задач в области морального развития и воспитания дошкольника:

- развитие и углубление интереса к сверстникам, создание благоприятных условий для удовлетворения потребности в общении (эмоционально-личностном, деловом, внеситуативно-познавательном) и совместной деятельности с ними;

- развитие умения понимать себя и других, распознавать эмоциональные состояния сверстников, выражать свое отношение вербальными и невербальными средствами;

- формирование представления о правилах поведения, связь их с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой, и ориентирование детей на мотивацию своего поведения этими правилами: доброжелательность, гуманность, справедливость, миролюбие.

- развитие гибкости социального поведения; умения разрешать конфликты мирным путем.

- поиск оптимальной формы самовыражения и самоутверждения, формирование чувства самоценности.

- формирование способности к взаимопониманию и сопереживанию в отношениях к сверстникам, оказанию помощи, способности к пониманию и эмоциональному переживанию ценности дружбы, доброты, умения владеть своими эмоциями, умения противостоять эгоизму, злу, несправедливости.

- воспитание чувство собственной ответственности за результаты общих дел, эмоциональную атмосферу в группе, чувство благодарности за проявление внимания к себе со стороны сверстников.

Развитие межличностных отношений дошкольника с другими детьми осуществляется в разнообразных видах коммуникативной деятельности, таких как коммуникативные ситуации, рассказы, объяснения, пояснения, ситуации невербального общения, этюды, беседы, в игровой деятельности, в общении детей друг с другом, при чтении литературных произведений.

Большим развивающим потенциалом обладает сюжетно-ролевая игра, которая способствует обогащению ролевого общения меду детьми как партнерами по игре, содействует гуманизации взаимоотношений, развитию коммуникативных способностей дошкольника.

Приведем ряд игровых упражнения на развитие отношений со сверстниками.

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Рисуем настроение»

Взрослый.

Сейчас возьмите листочек бумаги и разделите его пополам. На одной половинке нарисуйте свое плохое настроение, а на другой – хорошее.

Рефлексия.

Какое настроение тебе нравится больше?

Какая из двух частей рисунка – твое настроение сейчас?

Какое настроение тебя бывает чаще?

Что для этого ты можешь сделать?

Методические рекомендации. Оцените преобладающий у ребенка эмоциональный фон. Отследите динамичность эмоциональных состояний, найдите у каждого ребенка скрытый потенциал, позволяющий справляться с негативными эмоциями, дайте возможность его реализовать. Фиксируется стремление детей к самопомощи. Можно предложить дорисовать часть «Плохое настроение», изменить его на позитив.

«Я радуюсь, когда…»

Взрослый. Давайте поиграем в проговаривании предложений. Я начинаю, а вы заканчиваете предложение.

«Я радуюсь, когда…»

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Методика определения мотивационной готовности к обучению в школе. Романова Е.С.
Данная методика направлена на определения мотивационной готовности детей, включает в себя: Желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности. Познава ...

Понятие о маскулинности, феминности и андрогинности
Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связан ...

Психологический анализ современных теорий агрессивности
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...