Профессиональная и трудовая деятельность

Страница 1

Труд осуществляется в разных видах и формах человеческой деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, производственной, учебной, спортивной и др. Все формы общественно-полезной деятельности по своей сути являются трудовой деятельностью. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта результата, создание так называемых потребительных стоимостей.

В целом можно выделить следующие основные этапы в эволюции представлении о труде: 1 – труд как необходимость выживания; 2 – труд как обязанность и долг (человек – как элемент социальной системы); 3 – труд как производственная и технологическая необходимость (человек как «фактор» эффективного производства); 4 – труд как социально-экономическая потребность (как условие развития человека); 5 – труд как личностная потребность и условие развития человека.

Таким образом, наблюдается общая тенденция развития представлений о труде, т.е подчеркивается постоянное повышение роли самого человека в выполняемой работе.

В «Краткой философской энциклопедии» труд определяется как «процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи». Труд рассматривается как «стремление стать над вещью», как «способ познания вещи и самого себя» (12 ). В «Философском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» (40).

Очень интересны взгляды на природу труда К. Маркса, положившие основу не только современному пониманию трудовой деятельности, но и ставшие во многом основой для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более широком плане.

К. Маркс рассматривал труд в двух аспектах: 1) качество труда (это конкретный труд, его содержание); 2)количество труда (это «всеобщий труд», «абстрактный труд», который можно выразить в его общеприемлемой «стоимости»);

Если по К. Марксу труд опредмечивается в капитале, по Э. Фромму главной особенностью трудящегося человека становится его идентичность своему делу.

Перспективным здесь представляется выделение такого понятия как «ощущение собственной значимости», которое возникает у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, в частности, в результате успешного труда. Только успешно создавая что-то, человек осознает себя в качестве настоящего субъекта, а также осознает улучшение самого себя, ведь известно, что улучшая окружающий мир, мы улучшаем себя в этом мире.

Введение понятия «ощущение собственной значимости» позволяет выделить новые смыслы трудовой деятельности конкретных людей. Важно также подчеркнуть, что человек в своем труде стремиться к лучшему, а в идеале - стремиться к самому лучшему, к элитному. При этом ощущение собственной значимости позволяет по-новому анализировать и проблемы, возникающие при распределении благ, получаемых в труде

А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания.

Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда: 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение…); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» - представление себя представителем профессии, членом общества…); 3) образ субъект-объективных и субъект-субъективных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение…). ( )

Е.А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда:

1) сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношение к этому знанию);

2) сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

3) владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживание, связанные с применением средств деятельности);

4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Гендерные особенности проявления агрессивности личности в современной психологической науке
Существуют ли различия между мужчиной и женщиной как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения? И здравый смысл, и обыкновенное поведение показывают, что некоторая разница, безусловно, имеется. Во-первых, принято считат ...

Психологические особенности студенческого возраста
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологич ...

Второе посещение замка грааля
После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду. Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кр ...