Профессиональная и трудовая деятельность

Страница 1

Труд осуществляется в разных видах и формах человеческой деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, производственной, учебной, спортивной и др. Все формы общественно-полезной деятельности по своей сути являются трудовой деятельностью. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта результата, создание так называемых потребительных стоимостей.

В целом можно выделить следующие основные этапы в эволюции представлении о труде: 1 – труд как необходимость выживания; 2 – труд как обязанность и долг (человек – как элемент социальной системы); 3 – труд как производственная и технологическая необходимость (человек как «фактор» эффективного производства); 4 – труд как социально-экономическая потребность (как условие развития человека); 5 – труд как личностная потребность и условие развития человека.

Таким образом, наблюдается общая тенденция развития представлений о труде, т.е подчеркивается постоянное повышение роли самого человека в выполняемой работе.

В «Краткой философской энциклопедии» труд определяется как «процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи». Труд рассматривается как «стремление стать над вещью», как «способ познания вещи и самого себя» (12 ). В «Философском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» (40).

Очень интересны взгляды на природу труда К. Маркса, положившие основу не только современному пониманию трудовой деятельности, но и ставшие во многом основой для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в более широком плане.

К. Маркс рассматривал труд в двух аспектах: 1) качество труда (это конкретный труд, его содержание); 2)количество труда (это «всеобщий труд», «абстрактный труд», который можно выразить в его общеприемлемой «стоимости»);

Если по К. Марксу труд опредмечивается в капитале, по Э. Фромму главной особенностью трудящегося человека становится его идентичность своему делу.

Перспективным здесь представляется выделение такого понятия как «ощущение собственной значимости», которое возникает у человека в результате успешного выполнения какого-то определенного дела, в частности, в результате успешного труда. Только успешно создавая что-то, человек осознает себя в качестве настоящего субъекта, а также осознает улучшение самого себя, ведь известно, что улучшая окружающий мир, мы улучшаем себя в этом мире.

Введение понятия «ощущение собственной значимости» позволяет выделить новые смыслы трудовой деятельности конкретных людей. Важно также подчеркнуть, что человек в своем труде стремиться к лучшему, а в идеале - стремиться к самому лучшему, к элитному. При этом ощущение собственной значимости позволяет по-новому анализировать и проблемы, возникающие при распределении благ, получаемых в труде

А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания.

Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда: 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение…); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» - представление себя представителем профессии, членом общества…); 3) образ субъект-объективных и субъект-субъективных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение…). ( )

Е.А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда:

1) сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношение к этому знанию);

2) сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

3) владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживание, связанные с применением средств деятельности);

4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Области развития.
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторны ...

Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьной возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уро ...

Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном ...