Организация и методы исследования

Страница 2

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. стать социально-эмоционально компетентным.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой — нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза.

Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — в особенностях внутреннего мира ребенка (таблица 1).

Таблица 1 Эмоциональные нарушения у детей

Сфера проявления

Характеристики

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

- неуравновешенность;

- возбудимость;

- бурные аффективные реакции, которые сопровождаются соматическими изменениями;

- негативизм;

- упрямство;

- неуступчивость;

- конфликтность;

- жестокость.

- устойчивое негативное отношение к общению;

- застревание на отрицательных эмоциях;

-эмоциональная холодность;

- отчуждение;

- скрывающее неуверенность в своих силах.

Особенности внутреннего мира

- острая восприимчивость;

- впечатлительность;

- болезненная чувствительность;

- наличие страхов;

- мешающими нормальной жизнедеятельности детей;

- тревожность;

- мнительность

Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.

Очевидно, что в отдельные периоды супружеской жизни преобладают те или другие негативные либо позитивные эмоции. Позитивный полюс эмоций супружеской жизни, по мнению Э.Шострома, представлен следующими эмоциями:

- привязанность, или безусловная забота – отношения, в которых никто из супругов не владеет другим;

- дружба – основана на признании ценности другой личности, уважении к ее автономии и индивидуальности;

- эрос – романтическая составляющая любви, основанная на сексуальном желании и чувстве исключительности;

- эмпатия – основана на милосердии и сострадании;

- любовь к себе – умение оценить себя по достоинству, не пренебрегать собственными потребностями.

Негативный полюс содержит следующие эмоции:

- гнев – основан на заботе и сильной вовлеченности в отношения;

- вина – враждебное чувство к себе за совершение какого-либо поступка;

- обида – эмоция, за которой скрывается мстительность;

- ненависть – застывшая враждебность, содержащая молчание и сарказм;

- критичность – не способствует эмоциональному реагированию и не создает контакта;

- дистанцирование от партнера, уход – способ держать его под контролем, препятствовать прояснению ситуации;

- безразличие – полное отсутствие каких-либо отношений, губительное для супругов состояние.

Для выявления семейных отношений нами были применены две методики:

- Тест родительского отношения

- Биополе семьи

Тест родительского отношения

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

«Мозговой штурм» как вид творческого воображения
Порождение ценных идей - процесс творческий и совершенно непредсказуемый. Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возник ...

Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка
Подростковый возраст - период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональней, поведенчески ...

Методика определения общих способностей у детей младшего школьного возраста
Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить соответствующие психические ...