Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию самостоятельности

Психология развития » Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения » Коррекционная работа на уроках трудового обучения по воспитанию самостоятельности

Страница 6

Весьма важным фактором воспитания у учащихся самостоятельности в труде является привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

Процесс планирования начинается обычно с осмысления и уточнения трудового задания и с выбора путей средств его осуществления. Без предварительной ориентировки в условиях работы, установления определенных связей и отношений, последовательности действий: нельзя приступить к плановому выполнению трудового задания.

Для того чтобы успешно выполнить трудовое задание, важно заранее установить, из каких частей и деталей состоит изготовляемая вещь, каковы их формы и размеры, как следует их соединять между собой и т. д. Задачу изготовить намечаемую вещь следует расчленить на ряд частных задач, связанных с выполнением отдельных действий и операций, выбором способов их выполнения, с определением последовательности действий. Прежде чем приступить к работе, необходимо определенным образом организовать рабочее место, приготовить инструменты, ознакомиться с материалом, проверить, все ли сделано для того, чтобы выполнение трудового задания протекало успешно. В ряде случаев возникает необходимость в том, чтобы заранее определить, когда (на каком этапе) и как («на глаз» или при помощи контрольно-измерительных приборов) проверять правильность выполнения тех или иных действий и операций. Важно также предвидеть, какие могут возникнуть трудности в работе и как их можно будет преодолеть.

Вместе с тем, как показывают наблюдения, при отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя умственно отсталые школьники начинают выполнять предложенное задание без должного анализа его условий и требований и без продуманного выбора способов и последовательности действий.

Недостатки ориентировочной деятельности и связанные с ними недостатки планирования умственно отсталых школьников обусловлены в сильной мере тем, что у них не формируются необходимые способы целенаправленной деятельности.

Наиболее отчетливо несовершенство способов действий и их влияние на планирование обнаруживаются у умственно отсталых школьников при выполнении ими заданий по инструкции, по образцу и по рисунку.

В ряде случаев умственно отсталые учащиеся игнорируют содержащиеся в инструкции указания и требования, отклоняясь тем самым в сторону от поставленной задачи.

Приведем некоторые примеры, характеризующие роль инструкции в трудовой деятельности умственно отсталых школьников.

Для того чтобы выяснить, в какой мере учащиеся вспомогательной школы в состоянии пользоваться устной инструкцией на уроке швейного дела мы предложили ученикам VII класса изготовить карман и пришить клапан к его верхней части. Учащимся специально указывалось, что клапан надо пришить к определенной стороне кармана, так как ткань в полоску. Несмотря на эти указания, некоторые учащиеся пришили клапан так, что полоски на кармане оказались в горизонтальном направлении, а на клапане — в вертикальном.

При выполнении другого задания учащиеся должны были в соответствии с висящей на доске письменной инструкцией изготовить детский сарафан на бретельках. В инструкции было 8 пунктов, касающихся размеров, способов и порядка изготовления изделия. С изготовлением такого рода вещей учащиеся были хорошо знакомы, так как перед этим они уже шили такие сарафаны. Учащиеся должны были внимательно прочитать инструкцию, руководствоваться ею в работе, придерживаясь определенной последовательности действий.

В результате наблюдений было обнаружено, что большинство учащихся вовсе не пользовались инструкцией и выполняли задание по-своему, не придерживаясь необходимого плана. Многие учащиеся допустили ошибки в размерах и пользовались во время работы неправильными способами. Весьма характерно, что большинство из них обращались беспрерывно с вопросами и за помощью к учителю.

Наиболее отчетливо недостатки планирования обнаруживаются у умственно отсталых школьников при выполнении трудового задания, по краткой инструкции. Так, на уроке труда учащиеся VII класса изготовляли по краткой и развернутой инструкции нужные в хозяйстве вещи: подставку для цветов, лопатку, доску для резки хлеба. При изготовлении вещей по краткой инструкции учащимся давались лишь общие, краткие указания, а при их выполнении по развернутой инструкции — подробные объяснения и указания относительно того, как организовать работу, осуществить разметку, в какой последовательности производить те или иные операции.

Наблюдения показали, что при изготовлении вещи по краткой инструкции большинство учащихся было не в состоянии рационально организовать свою работу, самостоятельно решить возникавшие в ходе деятельности частные задачи, сделать вещи в соответствии с требованиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Прочие материалы:

Практические рекомендации по преодолению кризиса у детей дошкольного и младшего школьного возраста
С приходом в детский сад, а затем в школу ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с ...

Категории развития: рост, созревание, дифференциация.
Для общей интегральной характеристики процессов развития используются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом. Это категории роста, созревания, дифференциации, научения, запечатления (импринтинга), социализац ...

Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст – время изменений и в жизни и в организме человека. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все осн ...