Волевые качества личности старшего дошкольного возраста

Страница 4

В теории воспитания дискутируется вопрос о возможности применения наказаний, в частности, в воспитании детей дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок характеризуется пластичностью нервной системы, впечатлительностью. И если родители и воспитатели прибегают к такому средству, то оно должно быть мотивируемым, не унижать достоинства ребенка, соответствовать содержанию вины (например, запрещение на определенное время играть игрушкой, относительно которой ребенок не обнаруживал бережливость и тому подобное). Недопустимыми являются физические наказания и запугивание ребенка. Эффективным воспитательным методом относительно детей, которые нарушают дисциплину, являются назначения их "ответственными" за порядок в группе, которая удостоверяет доверие педагога к ним, оказывает значительное авансирующее влияние.

Высшим проявлением сознательной дисциплинированности ребенка дошкольного возраста является ответственное поведение — самостоятельное установление и выполнение требований, норм поведения и деятельности. Воспитанию ответственного поведения способствуют:

— пример взрослого (соблюдения обещанного);

— наставление детей в позитивных поступках с целью создания эмоционального опережения ситуации безответственного поведения;

— использование эффекта собственного удовлетворения в результате ответственного выполнения порученного дела или самостоятельно определенной обязанности;

— использование шутливой формы разъяснения детям правил поведения ("правила наоборот");

— педагогическая оценка, которая может быть предупредительной, сопровождающей, итоговой, серьезной, шутливой, но непременно — справедливой, мотивируемой и поощрительной к улучшению поведения.

Большое значение в моральном воспитании имеет формирование у детей культуры поведения.

Культура поведения — совокупность полезных, стойких форм ежедневного поведения в быту, общении, разных видах деятельности.

Нормы, которые должны стать привычными формами культуры поведения ребенка, имеют в своей основе такие моральные ценности, как гуманность, милосердие, доброжелательность, трудолюбие, правдивость, честность. С ранних лет необходимо воспитывать уважение ребенка к народному этикету: здороваться, помогать тем, кто в этом нуждается, посещать больного, начинать день хорошим делом и др.

Содержание культуры поведения дошкольников охватывает:

— культурно гигиенические навыки (аккуратность, опрятность тела, прически, одежды, обувь, культура употребления еды, поведения за столом);

— культура деятельности (умение держать в порядке место для работы, игр, учебы, привычка доводить до конца начатое дело, бережливое отношение к вещам, игрушкам, книг но др.);

— культура общения (соблюдение норм и правил общения со взрослыми и ровесниками на основе доброжелательности, уважения, вежливое поведение в общественных местах и тому подобное).

Ребенок должен осознавать, что соблюдение правил поведения является необходимым условием его признания в обществе взрослых и ровесников, собственного самоутверждения (быть красивым, опрятным, здоровым). Тягу детей к красоте и гармонии необходимо использовать для формирования единства их внешней и внутренней культуры.

Воспитание культуры поведения невозможно без правильно организованного режима занятий, игр, художественной деятельности, развития познавательных интересов детей, их стремления к общению. Важно при этом наладить совместную работу детского сада и семьи, обеспечить единство их требований к культуре поведения детей. Закрепление форм поведения, превращения их на привычку и потребность происходит на основе позитивного эмоционального отношения к соответствующим действиям, а также к взрослому, который убеждает в их целесообразности. Чувствуя доверие к взрослому, видя в нем пример уравновешенности, вежливости, справедливого отношения к людям, ребенок осознает значимость такого поведения и стремится подражать ей.

В психологии бытует мысль, что дети очень чувствительны к внешним проявлениям человеком настоящего отношения к тому, о чем он сообщает, а также к человеку, с которым общается. Они способны быстро овладеть "языком чувств", который является составляющей культуры общения. Она помогает понимать других и выражать себя, заинтересовывать, вызывать приязненное отношение к себе, предотвращать алекситимии (неспособности говорить о своих чувствах). Примером в этом для детей должна стать коммуникативная культура педагога, которой свойственны лексическое и эмоциональное богатство, утонченность и выразительность мимики и жестов, искренняя заинтересованность собеседником, отсутствие явной и скрытой агрессивности или безразличного отношения. Не менее важно, чтобы к такой культуре общения ребенок имел возможность приобщаться в семье. Поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной игровой, трудовой и изображающей деятельности детей и родителей и тому подобное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Изучение социально-психологического климата в производственных коллективах
Специфика социально-психологического климата состоит в том, что он представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью кумулятивности, т.е. возникающее в результате накопления некоторого комплекса разнородных характер ...

Дошкольный возраст
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеаль ...

Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже.
Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 – 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления ( ...