Волевые качества личности старшего дошкольного возраста

Страница 1

Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.

Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость.

Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольное поведение развивается с формированием инициативности — самостоятельности ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ей возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности — способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные задания, преодолевать трудности, что придает действиям действительно волевой характер. Этот процесс длится от 3 до 7 лет. О степени волевого развития свидетельствует способность к целеустремленному поведению при обстоятельствах, которые препятствуют достижению цели, преодолению разнообразных препятствий.

Особенно ответственным для развития воли является период, во время которого формируется самостоятельность ребенка, которая пытается освободиться из-под опеки взрослых, хотя и не владеет еще достаточными умениями и навыками. Навязывание воли взрослого в это время может повлечь нарушение поведения ребенка — негативизм. При переходе от раннего к собственно дошкольному возрасту самыми характерными являются такие проявления негативного поведения:

1. Стремление делать все наоборот. Ребенок игнорирует просьбы взрослого лишь потому, что его об этом попросили, даже если он и намеревался это делать. В такой ситуации ребенок делает наперекор не только взрослому, но и себе.

2. Упрямство. Часто его путают с настойчивостью. Свидетельством упрямства является требование ребенком своего лишь потому, что он так хочет и не желает изменить свое решение.

3. Непокорность. Проявляется как непослушание, нежелание подчиняться кому-либо. Ребенок все время возмущается тем, что предлагает и делает взрослый; категорически отказывается выполнять то, что до недавнего времени делал охотно.

4. Своеволие. Реализуется в требованиях самостоятельности, стремлении делать все самому, отказываясь от помощи взрослого. Такой настрой нередко порождает конфликты, агрессивное мятежное поведение, ссоры, категорическое неприятие, обида старших, ломание игрушек.

5. Деспотизм. Свидетельством его является крайний произвол, игнорирование интересов других. Чаще всего проявляется во взаимодействии с родными, особенно в семьях, в которых воспитывается один ребенок.

Все эти явления вызваны изломом предыдущих и становлением новых качеств личности ребенка. В связи с недостаточно развитой волевой сферой ребенку не просто адекватно выполнять требование, совет взрослого, преодолевать трудности, достигать цели.

В этот период ответственности воспитания волевого поведения ребенка родители не всегда могут избрать целесообразные способы педагогического влияния, разобраться в сути и причинах негативизмов. Они склонны считать такие проявления наследственными качествами характера или признаками возраста, которые ребенок должен неминуемо преодолеть. Иногда назойливое требование ребенка удовлетворить свои требования рассматривают как показатель сформированной воли и будущей силы характера. Такой взгляд является не только следствием педагогической неграмотности родителей, но и их желания видеть своего ребенка лучше, более совершенным. В действительности упрямство, прихоти свидетельствуют не о сильной, а о слабой воле, нарушении развития волевой сферы ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Определение понятия творческих способностей
Значительные трудности в определении понятий творческих способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный ...

Проблема индивидуальных различий
Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем, с древне ...

История изучения нервно-психических состояний человека
Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Понятие «психическое состояние» относится к коренным, родовым понятиям в психологии, и поэтому, как отмечает Д. Левитов, дать его собственное определение ...