Волевые качества личности старшего дошкольного возраста

Страница 3

К капризу прибегают дети, которые привыкли к немедленному удовлетворению своих желаний, которых дома излишне опекают. Почувствовав определенные трудности (например, серьезные требования), они избирают такое поведение, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и добиться от них привычной опеки. Как правило, каприз является результатом избыточной покладистости взрослых, а упрямство — избыточной требовательностью.

Во взаимодействии взрослого с ребенком, который проявляет упрямство, не следует слишком авторитаризировать требования к нему, гневаться, а вести себя решительно и твердо. Это касается родителей и педагогов, поскольку избыточная требовательность, как и отсутствие любых требований, к ребенку негативно отражается на развитии воли.

Педагог должен предотвращать эти явления. Проявляя упрямство или каприз, ребенок часто понимает нецелесообразность своего поведения, но не знает способы преодоления такого состояния, потому стоит помочь ему в поиске компромиссного решения конфликтной ситуации, одобрять успешные относительно этого его шаги. Относительно старших дошкольников целесообразнее использовать приемы отвлечения внимания от конфликтной ситуации, переключение на другую деятельность, например – подвижные игры. Эффективной является педагогическая пауза — отдаленная во времени реакция на негативный поступок ребенка.

В течение дошкольного детства развивается такое моральное качество, как дисциплинированность.

Дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.

В младшем дошкольном возрасте ребенка следует приучать к послушанию — умению слушаться старших, выполнять поставленные ими задания, советы, указания, поскольку он еще не может понять значение того, что от него требуют, а действует по образцу, подчиняясь авторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки морального поведения, суть которого заключается в доверии к взрослому. С развитием самосознания послушность постепенно перерастает в дисциплинированность. Особенно важно в воспитании дисциплинированности показать значение правильного поведения: человек, который умеет организовать свою жизнь и деятельность, добивается успеха во всех делах.

Воспитание дисциплинированности — одно из самых сложных заданий педагогической теории и практики. Отдельные педагоги склонны считать дисциплинированность не только средством предотвращения плохих привычек, но и главным условием успеваемости учебы. Это самое распространенное проявление авторитарной учебно-дисциплинарной модели воспитания. Проблеме дисциплины посвящены работы педагогов О. Демуровой, Л. Островской, Н. Стародубовой, в которых определенно, что в дошкольном возрасте дисциплинированность как черта характера находится лишь в стадии формирования. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания), уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда педагогу и родителям нужно установить разумную черту между свободой, независимостью, самостоятельностью 2—3 годовалого ребенка и его безопасностью. В этом возрасте у подавляющего большинства детей изъявляется стремление быть послушными, что основывается на эмоционально позитивному отношении ребенка к любимым взрослым (мамы, бабушки, воспитателя) и признании их авторитета, стремлении получать одобрение ими своего поведения, подражать им. Следовательно, для маленького ребенка определяющую роль играет желание "быть хорошим", заслужить похвалу близкого взрослого.

С возрастом следует подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и сознательного их выполнения. Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни. Необходимыми является: соблюдение четкого режима жизни детей дома и в дошкольном учереждении; единство требований взрослых к поведению ребенка в разных жизненных ситуациях (в частности, в период болезни ребенка или во время праздников); четкие объяснения взрослыми мотивов собственного поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Проблема и метод исследования
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа в ...

Основные характеристики внимания
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явл ...

Кризис старости.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Вт ...