Волевые качества личности старшего дошкольного возраста

Страница 3

К капризу прибегают дети, которые привыкли к немедленному удовлетворению своих желаний, которых дома излишне опекают. Почувствовав определенные трудности (например, серьезные требования), они избирают такое поведение, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и добиться от них привычной опеки. Как правило, каприз является результатом избыточной покладистости взрослых, а упрямство — избыточной требовательностью.

Во взаимодействии взрослого с ребенком, который проявляет упрямство, не следует слишком авторитаризировать требования к нему, гневаться, а вести себя решительно и твердо. Это касается родителей и педагогов, поскольку избыточная требовательность, как и отсутствие любых требований, к ребенку негативно отражается на развитии воли.

Педагог должен предотвращать эти явления. Проявляя упрямство или каприз, ребенок часто понимает нецелесообразность своего поведения, но не знает способы преодоления такого состояния, потому стоит помочь ему в поиске компромиссного решения конфликтной ситуации, одобрять успешные относительно этого его шаги. Относительно старших дошкольников целесообразнее использовать приемы отвлечения внимания от конфликтной ситуации, переключение на другую деятельность, например – подвижные игры. Эффективной является педагогическая пауза — отдаленная во времени реакция на негативный поступок ребенка.

В течение дошкольного детства развивается такое моральное качество, как дисциплинированность.

Дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.

В младшем дошкольном возрасте ребенка следует приучать к послушанию — умению слушаться старших, выполнять поставленные ими задания, советы, указания, поскольку он еще не может понять значение того, что от него требуют, а действует по образцу, подчиняясь авторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки морального поведения, суть которого заключается в доверии к взрослому. С развитием самосознания послушность постепенно перерастает в дисциплинированность. Особенно важно в воспитании дисциплинированности показать значение правильного поведения: человек, который умеет организовать свою жизнь и деятельность, добивается успеха во всех делах.

Воспитание дисциплинированности — одно из самых сложных заданий педагогической теории и практики. Отдельные педагоги склонны считать дисциплинированность не только средством предотвращения плохих привычек, но и главным условием успеваемости учебы. Это самое распространенное проявление авторитарной учебно-дисциплинарной модели воспитания. Проблеме дисциплины посвящены работы педагогов О. Демуровой, Л. Островской, Н. Стародубовой, в которых определенно, что в дошкольном возрасте дисциплинированность как черта характера находится лишь в стадии формирования. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания), уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда педагогу и родителям нужно установить разумную черту между свободой, независимостью, самостоятельностью 2—3 годовалого ребенка и его безопасностью. В этом возрасте у подавляющего большинства детей изъявляется стремление быть послушными, что основывается на эмоционально позитивному отношении ребенка к любимым взрослым (мамы, бабушки, воспитателя) и признании их авторитета, стремлении получать одобрение ими своего поведения, подражать им. Следовательно, для маленького ребенка определяющую роль играет желание "быть хорошим", заслужить похвалу близкого взрослого.

С возрастом следует подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и сознательного их выполнения. Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни. Необходимыми является: соблюдение четкого режима жизни детей дома и в дошкольном учереждении; единство требований взрослых к поведению ребенка в разных жизненных ситуациях (в частности, в период болезни ребенка или во время праздников); четкие объяснения взрослыми мотивов собственного поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волев ...

Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1. Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; 2. Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?); 3. Проблема соотношени ...

Воздействие социально-психологического климата на личность летчика.
От установившегося социально-психологического климата в экипаже зависит самочувствие летчика, его работоспособность, и жизнеспособность. Индивид, оказавшийся в группе охвачен радостным возбуждением, невольно заряжается им, даже если до эт ...