Формы общения

Страница 1

Вербальное и невербальное общение.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнёру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.

Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Проксемика - Э. Холл назвал её "пространственной психологией". Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). «Контакт глаз". В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

1.Предмет психологии.Отличие житейской от научной.

Понятие психология имеет как научный так и житейский смысл. В 1м случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплине, во 2м для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.

Человек это социальное существо и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими.В практике человек постигает многие психологические законы. Т.О. каждый человек своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания отличаются от научных.

Житейские

научные

Знания конкретны (привязаны к конкретным ситуациям, людям)

обобщены

Интуитивный характер знаний (случайный опыт и его субъективный анализ на бессозн уровне)

Знания рациональны и осознаны (получены на эксперементе)

Передача знаний затруднена («вечная проблема отцов и детей»)

Знания накапливаются и передаются

Источник знаний - наблюдение

Эксперемент

Знания ограничены

Постоянно расширяются (разнообразие и уникальность факт материала)

Психология это наука о психике и псих явлениях

Предметом изучения психологии является изучение псих явлений:

Психические процессы-первичные регуляторы поведения человека

Псих состояния- влияют на результат псих процессов и могут способствовать или тормозить деят.

Псих свойства- обеспечивают количественный и качественный уровень деят и поведения человека ,определяют неповторимость человека

Познавательные:

Ощущения

Восприятие

Представление

Память

Воображение

Мышление

Речь

внимание

Подъем

Страх

Угнетенность

Бодрость

И др.

Направленность

Темперамент

Способности

Характер

Эмоциональные:

Возбуждение

Радость

Злость

И др.

Волевые:

Принятие решений

Борьба мотивов

И др.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии
Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи, взаимовлияния межличностных отношений на индивидуальные особенности личности. Проблема темперамента является объектом исследований мировой и отечественной психологии, но работ, ...

Результаты коррекционной работы
При исследовании были выдвинуты для решения следующие вопросы: 1. В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о способе выполнения предстоящ ...

Констатирующий этап эксперимента
В эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы. В контрольной и экспериментальной группе было по 10 человек. Возраст детей приблизительно одинаковый (табл.1). Таблица 1 Список детей Контрольная группа Эксперимен ...