Стремительное изменение тела подростка, изменяет его представления о своей телесности, он не может больше ориентироваться на старую схему тела. Управление движениями требует новой наладки мозговых механизмов регуляции движений, в соответствии с меняющими размерами. Отсюда неуклюжесть подростка.
В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка (дисморфобия). У мальчиков тревогу вызывает их рост. У девочек - общее телосложение, которое должно соответствовать принятым в данное время в обществе стандартам. Иногда понятные опасения перерастают в болезненные , навязчивые состояния, требующие помощи психотерапевта.
Интересной особенностью стадии отрочества является тенденция к ускоренному развитию на более ранние сроки по сравнению с предыдущими поколениями. Эта тенденция прослеживается на протяжение нескольких столетий в ряде благополучных стран. Американский ученый Джон Коулман указывает на то, что средневековые доспехи, которые носили в Европе, могли бы быть в пору современному американскому мальчику 10 – 12 лет. Сегодня мужчины в среднем носят обувь 39 – 42 размера, тогда как обувь, которые носили их дедушки в среднем была 36 размера. Следовательно, прогресс общества, улучшение структуры питания, успехи в медицине, улучшение условий жизни людей сказываются на скорости и тенденциях физического развития человека.
В традиционных обществах (которые иногда называют первобытными) подростковый период специально не выделен. Мир детства не отделен от мира взрослых переходной зоной, подросткового возраста. Так, у народа кунгсан, проживающего в Калахари, дети обучаются охоте и собирательству, начиная с 6 – 7 лет и к подростковому возрасту становятся вполне самостоятельными и независимыми от взрослых. Таким образом, подростковый период выделялся не везде и не всегда. Период подросткового возраста выделяется в связи с ростом социальной организации сообщества, ставящего перед своими членами более сложные цели, как в плане профессиональных знаний, так и личностного развития. Реализация социальных планов развития человека обусловило выделение отрочества как отдельного периода.
Отрочество, как период биологических, социальных и психологических кардинальных перемен связан с образованием особой подростковой субкультурой, со специфическими стереотипами поведения, своим сленгом, своими нормами, установками и моралью. Прежде всего, это обусловлено «маргинальностью» (промежуточностью) положения подростков: они уже не дети, но еще и не взрослые. Специфичность подростковой социальной ситуации проявляется в его психике, типично как внутреннее противоречие, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и, одновременно, агрессивность, склонность принимать крайние точки зрения. Конфликтность подростка тем сильнее, чем резче различия между миром детства и миром взрослых. Поэтому степень «подросткового поведения» никогда не бывает одинаковой. «Маргинальность» положения подростков вместе с кардинальной перестройкой всех систем регуляции поведения (нервной, эндокринной) обуславливает высокую уязвимость подростков к повреждающим факторам как биологическим, так и психологическим. Стрессоустойчивость подростка резко снижена, что объясняет отчасти повышенную раздражительность и агрессивность подросткового поведения.
Поскольку у подростка происходит кардинальный пересмотр пердставлений о себе и окружающем мире, то в этом возрасте заметно усиливается склонность к самонаблюдению, снижается самооценка и самоуважение подростка. Эти особенности характерны для раннего подросткового возраста. В 15 – 16 лет начинается рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка подростка.
Прочие материалы:
Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспе ...
Особенности развития
личности младшего школьника
Ряд исследователей, таких как Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.В. Запорожец, М.В. Матюхина, Ж. Пиаже, Л.С. Славина, Д. Элкинд, Д.Б. Эльконин и др., занимающиеся изучением развития личности детей, рассматривают его как развитие мотивационной, э ...
Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека.
Новая область психологии - психогенетика интенсивно изучает этот вопрос. Ею уже получены существенные данные о роли генетических и средовых факторах в развитии интеллекта человека, некоторых заболеваниях (например, алкоголизм, аутизм), ве ...
Навигация