Отрочество

Страница 1

Отрочеством обозначается подростковый и ранний юношеский возраст, когда ребенок переходит из мира детства во взрослый мир. Этому периоду в жизни человека придается особое значение, так как он является социально и индивидуально значимым. Для социального сообщества – это включение новой генерации людей, определяющих будущее развитие. Для индивида в отрочестве определяется жизненный путь, жизненный сценарий, личностное развитие, профессиональная ориентация и психологическое здоровье человека. Не следует думать, что все это решается именно и только в подростковом возрасте. Вся предыдущая история развития человека, его отношения с другими людьми, успехи и неудачи в школе, его психическое здоровье являются условиями прохождения подросткового возраста, одного из самых сложных в человеческой жизни. Для одних подростков этот период пройдет плавно, без потрясений, для других – драматично и трудно. Почему подростковый период - столь значим и сложен для человеческого развития, постараемся разобраться.

Подростковый возраст отмечается как биологическими, так и социальными изменениями, обуславливающими психологические перестройки. Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Социальным критерием перехода считается достижение социальной зрелости, определение которой зависит от конкретной культуры. Большинство западных культур определяет социальную зрелость как возможность юноши или девушки самостоятельно решать свою судьбу – выбор профессии, места учебы, работы, решение о браке без согласия с родителями. Для западных культур разрыв между биологической и социальной зрелостью составляет 7- 9 лет, за которые человек должен многому научиться, чтобы справляться с обязанностями и правами взрослого человека. С понятиями «биологической» и «социальной» зрелости связано понятие «психологическая зрелость», включающая оба понятия, но не сводимое к ним. Психологическая зрелость

человека, означает сознательную регуляцию собственного поведения человека, предполагающего реализацию человека как личности. Человек, как личность, поступает преимущественно «как должно», а не « как хочется», действия во имя определенных, социально значимых ценностей (красоты, знания, морали, детей, других людей, собственного совершенствования, развития общества и т п.). Достижение психологической зрелости означает, что у человека сложилась иерархия мотивов, сознательная регуляция собственного поведения, система ценностных критериев и ориентаций. Безусловно, что развитие человеческой личности не имеет пределов, но психологическая зрелость означает субъективное осознание собственных возможностей, целей и личностной ответственности за себя и других людей. Наступление психологической зрелости может не совпадать, а наступать значительно позднее, чем биологической и социальной зрелости. Оценить психологическую зрелость человека значительно сложнее, чем наступление половой зрелости или возраста социально – правового признания.

Одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием. Это выражается в так называемых «скачках роста» (ускоренное прибавление в росте и весе), что является существенным биологическим показателем начала подросткового периода. Существуют значительные индивидуальные и межполовые различия во времени начала и скорости физических изменений в подростковый период. У мальчиков ускоренный рост может начаться уже в 10 лет, а может и в 16. У девочек этот возрастной диапазон от 8 до 12- 13 лет. Другие физические изменения – это нарастание физической силы, увеличение размеров сердца (почти в 2 раза), объема легких, выделение половых гормонов гипофизом головного мозга: тестостерона – у мальчиков и эстрогена - у девочек. Девочки достигают половой зрелости на 1,5 – 2 года раньше мальчиков. У девочек резкая прибавка в росте предшествует развитию вторичных половых признаков, а у мальчиков наоборот, существенная прибавка в росте происходит только после того, как у них начинают усиленно развиваться гениталии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Народная игрушка
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Примером ритуального предмета детской игры я ...

Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и п ...

Проблема агрессивности личности в психологии
В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одной из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками. Эти трудности ...