Виды воображения

Страница 1

Согласно взглядам П.Я. Гальперина, существует "много видов воображения, так как воображение - это не самостоятельная форма деятельности, а компонент всякого решения задачи" (3).

Деятельность воображения делится, как и у любого другого психического процесса, на произвольную и непроизвольную, в зависимости от меры сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа. Воображение в этом случае соответственно имеет активный или пассивный характер.

Активное воображение распространяется на все формы творческой деятельности человека. Оно присутствует в процессах мышления и восприятия, в волевых и эмоциональных процессах, как фактор, ответственный за построение образа. Пассивное (непроизвольное) воображение актуализируется прежде всего в сновидениях. Кроме того, существует особый, промежуточный вид воображения - грёзы (мечты), а так же художественное воображение в разных видах искусства.

Рассмотрим подробнее репродуктивное воображение как яркий пример произвольной деятельности воображения. Суть этого процесса - в восстановлении конкретного образа наличной ситуации по тем сведениям или информации, которая сообщается субъекту. "Значит, в этом случае человек не должен выдумывать, а должен только получить представление о полученных данных?", - спрашивает П.Я. Гальперин, - и сам отвечает,- "Нет!" (3). На самом деле такое представление тоже нужно построить, и условия построения тем более "коварны", что большей частью они остаются скрытыми. В качестве примера П.Я. Гальперин приводит ситуацию, когда мы как будто воспроизводим, представляем, воображаем то, что есть перед нами. Этот пример важен для практики обучения умению читать карту, то есть умению строить представление о местности по карте. Кажется, что просто представить себе ландшафт нетрудно, если есть указатели. Но все-таки, чтобы хорошо пользоваться картой, необходимо перевести её в конкретный образ. Поэтому детей необходимо учить, какие условные обозначения, что представляют и чем являются в реальной природе.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действий. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой отстрочено (3).

В психологическом словаре под редакцией С.Ю. Головина указанны виды активного воображения. Здесь надо отметить, что деление, на виды, конечно, условно, так как один из видов содержит части другого. Речь идёт о воображении, воссоздающем и творческом, имеющем как и другие психические процессы аналитико-синтетический характер (5).

Воссоздающее воображение развёртывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Особую роль оно играет в науках объекты, которых не могут быть знакомы из собственного опыта. Часть воссоздающего воображения - техническое воображение, необходимое в деятельности "техников", которым по чертежам приходится "видеть" (представлять) машину. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

Значение воссоздающего воображения имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видел и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и, делая его знания конкретными и живыми, открывает его к опыту других людей.

На вопрос: "Что же нужно для развития здорового воображения?" можно ответить словами Б.М. Теплова: "Чтение художественной литературы - лучшая школа воображения, самое мощное средство воспитания его". При этом учёный отмечает, что беглое чтение с целью узнать, "что случится дальше", - не только не развивает воображение, а, наоборот, приучает его бездействовать.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Развитие памяти в дошкольном возрасте
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и ...

Общие способности и интеллект
При исследовании общих способностей Л я получила следующие результаты: · переключаемость внимания – высокая · избирательность внимания – высокая · непроизвольная память – средняя норма для взрослого человека · объем кратковременной па ...

Нарушение влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...