Защитные механизмы

От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно, при внутренней опасности никакое бегство не помогает, и потому защитные механизмы «Я» призваны искажать внутреннее восприятие и давать нам возможность ориентироваться в определённой ситуации, подобно тому, как если бы кто-то, кто не силен в ходьбе, отправился гулять по незнакомой местности.

Защитные механизмы служат цели предотвращения опасности. Бесспорно, им это удается. Динамические затраты, необходимые на их содержание, а также ограничения «Я», которые они почти всегда с собой привносят, оказываются тяжелым бременем для психической экономики. Кроме того, оказав помощь «Я», в тяжелые годы его развития, эти механизмы не исчезают. Разумеется, каждый человек пользуется не всеми возможными защитными механизмами, а только их определенным набором, но они фиксируются в «Я» и становятся постоянными способами реагирования, присущими характеру человека и повторяющимися на протяжении всей жизни, как только вновь возникает ситуация, подобная первоначальной.

«Я» также выполняет с самого начала жизни некоторые фундаментальные функции; поэтому «Я» использует процессы расщепления и подавления инстинктивных желаний как некие защиты против тревоги преследования, которая переживается «Я» с самого рождения. Объектные отношения, которые формируются под влиянием либидо и агрессии, любви и ненависти, пропитанные, с одной стороны, тревогой преследования, а с другой её естественным следствием – вновь обретенной уверенностью во всемогуществе, происходящей от идеализации объекта.

С точки зрения этнопсихологии в учении Фрейда о защитных механизмах самым важным является то, что психический аппарат не выносит неудовольствия, он вынужден избегать неудовольствия любой ценой, а если восприятие реальности вызывает неудовольствие, то оно – т.е. истина – приносится в жертву. Это объясняет самую главную функцию этнической картины мира как неспецифического защитного механизма: защищать человека от реального психологически дискомфортного внешнего мира и создавать такой его образ, в котором человек бы мог безбоязненно действовать. Этническая картина мира всегда представляет мир в искаженном свете, “приносит в жертву истину” ради того, чтобы человек чувствовал себя в мире более комфортно.

Прочие материалы:

Анализ результатов исследования влияния типов гендерной идентичности на уровень агрессивности личности в юношеском возрасте
Для выявления статистически значимых различий между типом гендерной идентичности и уровнем развития агрессивности использовался количественный анализ (Х2-критерий Пирсона). В качестве частных гипотез были рассмотрены следующие утверждени ...

Психологические особенности студенческого возраста
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологич ...

Замысел в деятельности детей
Изобразительная деятельность, подобно любой психической деятельности, состоит из двух частей - ориентировочной и исполнительной (П.Я. Гальперин). По нашему мнению, ориентировочной частью в изобразительной деятельности является замысел. По ...