Возникновение и значение навыков

Психология развития » Возникновение и значение навыков

Страница 2

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты.

Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все компоненты. Восприятие транспорта - сенсорный компонент, мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги - центральный мыслительный компонент, непосредственное передвижение - моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону- контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Так, при стартовом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишеням, где успех главным образом зависит от зрительной работы, ведущее значение переходит к сенсорному компоненту.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Например, нажим водителя на тормоз при появлении человека на проезжей части дороги. Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами.

Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия.

У каждого человека вырабатываются стереотипные, привычные способы выполнения повседневных действий - характерный способ удерживания предметов, своеобразная манера использования вещей. Физические действия – движении - имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу.

Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакции (от скорости ответного действия на внешний сигнал.)

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Так, одни люди реагируют на световой сигнал через 200 миллисекунд, а другие - через 100 миллисекунд. Не одинакова скорость реакции на разные виды физических раздражителей. На звуковые сигналы она несколько выше, чем на световые.

Различается время простой реакции - однозначная реакция на один раздражитель, и время сложной реакции, когда принимается решение о выборе одной реакции из ряда возможных. Время сложной реакции значительно больше времени простых реакций. Время сложной реакции зависит от различимости раздражителей, от количества сигналов, подлежащих различению, от числа возможных реакций и их сложности.

Наряду с сенсомоторными реакциями различается время словесно-ассоциативной реакции. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции более замедлены(0,3- 0,5 с.).

Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной ситуации.

Исполнение внешнего действия осуществляется системой движений. Эти движения постоянно контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств - сенсорный контроль.

Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному, а иногда и слуховому контролю.

Осуществляя деятельность, человек, прежде всего, осознает ее необходимость для удовлетворения той или иной потребности.

Потребности могут быть удовлетворены разными предметами, объектами, условиями, а овладение этими предметами или достижение необходимых условий может быть осуществлено разными способами.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Функции воображения
1. Представление действительности в образах 2. Регулирование эмоциональных состояний 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека 4. Формирование внутреннего плана действий 5. Планирование и программирование ...

Использование на уроке рисунков для развития критического мышления
Когда мы обсуждали смысл использования творческих вопросов, мы говорили о творчестве решений во всех областях жизни. Ведь творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Благодаря творчеству мы, используя небольшие усилия, ...

Виды ощущения
Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущени ...