Возникновение и значение навыков

Психология развития » Возникновение и значение навыков

Страница 2

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты.

Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все компоненты. Восприятие транспорта - сенсорный компонент, мысль о том, что опасно стоять близко к проезжей части дороги - центральный мыслительный компонент, непосредственное передвижение - моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону- контрольный компонент.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Так, при стартовом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишеням, где успех главным образом зависит от зрительной работы, ведущее значение переходит к сенсорному компоненту.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Например, нажим водителя на тормоз при появлении человека на проезжей части дороги. Но в зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами.

Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия.

У каждого человека вырабатываются стереотипные, привычные способы выполнения повседневных действий - характерный способ удерживания предметов, своеобразная манера использования вещей. Физические действия – движении - имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу.

Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакции (от скорости ответного действия на внешний сигнал.)

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, от типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Так, одни люди реагируют на световой сигнал через 200 миллисекунд, а другие - через 100 миллисекунд. Не одинакова скорость реакции на разные виды физических раздражителей. На звуковые сигналы она несколько выше, чем на световые.

Различается время простой реакции - однозначная реакция на один раздражитель, и время сложной реакции, когда принимается решение о выборе одной реакции из ряда возможных. Время сложной реакции значительно больше времени простых реакций. Время сложной реакции зависит от различимости раздражителей, от количества сигналов, подлежащих различению, от числа возможных реакций и их сложности.

Наряду с сенсомоторными реакциями различается время словесно-ассоциативной реакции. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции более замедлены(0,3- 0,5 с.).

Время реакции значительно повышается в конфликтной и тревожной ситуации.

Исполнение внешнего действия осуществляется системой движений. Эти движения постоянно контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств - сенсорный контроль.

Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному, а иногда и слуховому контролю.

Осуществляя деятельность, человек, прежде всего, осознает ее необходимость для удовлетворения той или иной потребности.

Потребности могут быть удовлетворены разными предметами, объектами, условиями, а овладение этими предметами или достижение необходимых условий может быть осуществлено разными способами.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Восприятие ценности денег
Существенной психологической характеристикой является отношение людей к факту ухода имеющихся у них денег. В целом такой процесс сопряжен с падением экономических стимулов в жизни и, соответственно, с уменьшением круга потребностей. Однак ...

Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, ф ...

Особенности ценностных ориентаций беременных женщин
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельность включена личность. Так, в истории человечества существовали периоды, когда отцовство считалось чисто ...