Заключение

Страница 1

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху.

В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка.

Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет.

На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод, что у подростков встречается высокий уровень как ситуативной, так и личной тревожности, не у всех подростков адекватное отношение к друзьям и близким.

Полученные результаты позволяют обосновать необходимость профилактической, а в ряде случаев коррекционной работы, направленной на предупреждение и коррекцию тревожности, развитию адекватного уровня самооценки и адекватного отношения к близким.

Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка.

Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года.

В программу вошли занятия - тренинги под названиями: «Зачем нужно знать себя?», Самооценка, «Ярмарка достоинств», Пойми меня, «Какой я», «В глубине души», «Прошлое, будущее, настоящее», Конфликт, «В море эмоций», «Чувство одиночества».

После проведения коррекционно-развивающей программы необходимо повторное обследование группы, для того чтобы выявить динамику после коррекционного воздействия.

Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка.

На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

По результатам контрольного исследования можно сделать вывод: после проведения профилактической программы повторно использовались методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви, по их результатам выявилось, что уровень тревожности понизился, либо остался на том же уровне у некоторых ребят. Также у большинства подростков отношение к родным, к друзья улучшилось. Все это дает возможность говорить об эффективности разработанной нами профилактической программы

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Волевые качества человека
Воля, ее функции Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной пос ...

Приемы психологической саморегуляции, направленные на поддержание положительных психических состояний воинов
Существует много приемов, помогающих военнослужащим адекватно реагировать на боевую обстановку и успешно выполнять стоящие перед ними задачи. К ним относят различные приемы психической саморегуляции, такие как идеомоторная тренировка, а т ...

Восприятие ценности денег
Существенной психологической характеристикой является отношение людей к факту ухода имеющихся у них денег. В целом такой процесс сопряжен с падением экономических стимулов в жизни и, соответственно, с уменьшением круга потребностей. Однак ...