Влияния семьи на процесс формирования личности подростка

Психология развития » Влияния семьи на процесс формирования личности подростка

Актуальность проблемы исследования. В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций.

Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее.

Во-вторых, происходит трансформация национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.

Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Большинство российских семей уже почувствовали на себе влияние кризиса. Более половины россиян и членов их семей ощутили на себе влияние кризиса (58%). Семья - главная опора в условиях экономических трудностей: 56 % наших сограждан рассчитывают, в первую очередь, на поддержку родственников. Более трети респондентов (35 процентов) сообщают, что рассчитывают на собственные силы. 18 % ищут поддержку у друзей, только 5 % - у государства, по 2 % - у коллег по работе или знакомых, соседей.

В связи с вышеизложенной проблема исследования является актуальной.

Цель исследования: выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.

Объект исследования: процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.

Предмет исследования: стили родительских отношений, влияющие на формирование личности и поведения подростков.

Гипотеза исследования: процесс личностного формирования в условиях мегаполиса будет успешным, если в работе с подростками будут использованы:

1) социально - психологические тренинги, направленные на развитие самопознания и личностный рост;

2) арттерапевтические техники, способствующие самовыражению подростков и снижению эмоциональной напряженности;

3) если работа будет проводиться системно, комплексно;

4) если будут учтены индивидуально-психологические особенности подростков.

Задачи исследования:

1) теоретический обзор анализа научно - методической литературы по проблеме исследования;

2) выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса;

3) разработать и апробировать профилактическую и коррекционную программу;

4) интерпретировать полученные данные и сформулировать выводы.

Методы исследования:

1) метод анализа научно-методической литературы;

2) эмпирические методы (Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера));

3) методы количественного и качественного анализа;

4) интерпретированные методы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснована необходимость исследования особенностей влияния семьи на процесс личностного формирования подростка в условиях мегаполиса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами профилактическая программа будет способствовать сохранению и развитию психического здоровья, позволит сделать управляемым процесс формирования здоровой в психологическом отношении личности.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет.

Структура работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, психолого-педагогических рекомендаций, приложений.

Прочие материалы:

Психология взрослости
Стандартный период функционирования охватывает весьма значительный интервал времени - от юности до начала старения. Его календарные сроки, особенно в поздней фазе, достаточно вариативны и, как будет показано ниже, неоднократно изменялись ...

Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют ...

Влияние СМИ на интересы
Телесериалы. В данной работе влияние СМИ будет рассматриваться на примере телевидения, а именно телесериалов. Телесериалы обосновались на нашем телеэкране давно и прочно. Их популярность стала известна. Сегодня телевизионные каналы сост ...