Организация и методы исследования

Страница 3

Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д.

Остановимся на некоторых особенностях анализа рисунка.

3. Рисуночный тест «Семья, которую я хочу»

Инструкция:

Переверните лист бумаги на другую сторону нарисуйте теми же карандашами еще одну семью, но не семью - близнец, а ту, которую бы вы хотел иметь, иначе говоря - «Семью, которую хочу».

Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это «вход» в желаемое, «вход» в «Прекрасное Далеко», которое бы подросток не прочь иметь уже сейчас. Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Подросток это просто вам еще не в силах сам изобразить.

«Семью, которую хочу» он представляет только в настоящем. «Прекрасное Далеко» для него желаемо сегодня. И чтобы оно стало явным, надо так немного лишь устранить препятствия, мешающие на пути. И он легко их «устраняет» на бумаге, «нейтрализуя» их собственными методами. Поэтому обычно на рисунке «Семья, которую хочу» нередко «исчезает» кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или «укорачивает», или «удлиняет» свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе «Моя семья». Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в «ежовых рукавицах» и из-за этого был первым на рисунке «Моя семья», то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда ребенок все-таки решает в новой семье «оставить» даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех.

Тот родственник, которого подросток почему-то «забывает» изобразить в «Семье, которую хочу», как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, «исключив» его самостоятельно из членов собственной семьи и таким образом свершив свой «суд», художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и «намекает», как его осуществить.

Наверное, вы убедились сами в том, что чаще всего многое в анализе рисунка «Моя семья» объясняет только лишь рисунок «Семья, которую хочу». И если б вам пришлось вдруг ограничиться одним рисунком, вы сомневались б в собственных догадках. Поэтому, когда вдруг будет трудно интерпретировать рисуночный тест «Моя семья», используйте его вариант «Семья, которую хочу».

4. Метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви.

Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Ключ

N п/п

Группы предложений

NN заданий

1

Отношение к отцу

1

16

31

46

2

Отношение к себе

2

17

32

47

3

Нереализованные возможности

3

18

33

48

4

Отношение к подчиненным

4

19

34

49

5

Отношение к будущему

5

20

35

50

6

Отношение к вышестоящим лицам

6

21

36

51

7

Страхи и опасения

7

22

37

52

8

Отношение к друзьям

8

23

38

53

9

Отношение к своему прошлому

9

24

39

54

10

Отношение к лицам противоположного пола

10

25

40

55

11

Сексуальные отношение

11

26

41

56

12

Отношения к семье

12

27

42

57

13

Отношение к сотрудникам

13

28

43

58

14

Отношение к матери

14

29

44

59

15

Чувство вины

15

30

45

60

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Мотивация учебной деятельности.
Определенная вещь, события, ситуации или действие - становятся мотивами деятельности, если: они связываются с источниками определенной активности человека. Эти источники могут быть разделены на три основные категории: 1. Внутренние исто ...

Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном ...

Интернет как метаперсонифицирующая среда
Здоровая личность активно строит свое окружение, характеризуется определенным единством личности и в состоянии адекватно воспринимать мир и саму себя. Э. Эриксон. "Идентичность: юность и кризис". Интернет, как никакое другое и ...