Общие умственные и творческие способности

Страница 3

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

- анатомо-физиологические задатки;

- сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

- интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

- эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

- высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.[26]

Исследования В. А. Моляко [30] также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

- склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;

- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

- эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д. '

- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

- творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и новых специальных проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [37, стр.67]

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:

- доминирование интересов и мотивов;

- эмоциональную погруженность в деятельность;

- волю к решению к успеху;

- общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;

- понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

- бессознательное, интуитивное решение проблемы (внелогическое);

- стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

- многовариантность решений;

- быстроту решений, оценок, прогнозов;

- искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:

- сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

- проявление творчества;

- проявление интеллекта;

- динамика деятельности;

- уровни достижений;

- эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки. Выделим основные типы творческой деятельности:

- научно-логический;

- технико-конструктивный;

- образно-художественный;

- вербально-поэтический;

- музыкально-двигательный;

- практико-технологический;

- ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

- реконструктивное творчество;

- комбинаторное творчество;

- творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

- пониманию и структурированию исходной информации;

- постановки задачи;

- поиску и конструированию решений;

- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

- медленный;

- быстрый;

- сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

- желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

- достичь результата высшего класса;

- реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочие материалы:

Способы уменьшения влияния человеческого фактора.
Соответственно каждой группе психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, рассмотренных выше, необходимо назна­чить группу профилактических мероприятий в каждой из них. 3.1 Мотивационная часть - пропаганда ...

Определение воображения
Для исследования связи воображения с другими психическими процессами необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство ...

Рейтинг терминальных ценностей старшеклассников
1) Здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для старшеклассников их здоровье, является нетипичной для этого возраста (такой результат оказался для нас весьма неожиданным). Дело ...