Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных семей

Психология развития » Влияние ценностных ориентаций родителей на старшеклассников из неблагополучных семей » Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у старшеклассников из неблагополучных семей

Страница 1

Ценностные ориентации мы рассматриваем как смыслообразующую основу человеческой жизни, обозначающую для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т. е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. Являясь отражением представлений индивида о ближних и дальних целях, ценностные ориентации характеризуют субъектно-объективные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности.

I. В результате опроса (Приложение А), выделены характерные отношения в семьях:

Отношение родителей к подросткам:

1) Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к подростку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание – 10 (30,3 %) и др.

2) Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей – 9 (27,2%);

3) Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. 11 (33,3 %);

4) Конфликты семье – 3 (9,1 %);

5) Хорошие взаимоотношения – 0 (0,00%).

Выявленное отношение родителей к старшеклассникам, как правило, влекут за собой и отрицательные проявления и способствуют возникновению у подростка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Известно, что воздействие на старшеклассника осуществляется успешно в нравственно здоровой, сплоченной семье.

Результаты опроса родителей.

1) Отрицательные эмоции. Грубость родителям, проявление невнимательности, непослушание, проявление эгоизма и жестокости по отношению к родителям – 13(39,3%);

2) Трудность в воспитании. Употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, плохая успеваемость – 8(24,2%);

3) Хулиганистые выходки – драки, воровство – 3 (9,1%);

4) Бродяжничество – частое продолжительное отсутствие дома, прогулы в школе – 7(21,1)%;

5) Примерные дети – учатся хорошо, заботятся о родителях, примерное поведение – 2 (6,1%).

На рисунке 3 представлены результаты опроса родителей.

И так, опрос родителей и старшеклассников позволил сделать вывод, о том, что в семьях отношение старшеклассников и родителей взаимосвязаны. Как относятся родители к подросткам, так же и они к ним. Проведенный опрос доказывает, что отрицательный пример родителей в основном влияет на ценностные ориентации старшеклассников. Вместе с тем можно сказать, что не все старшеклассники поддаются отрицательному влиянию родителей, такие дети имеют свои взгляды на жизнь, а значит и отличные ценностные ориентации от своих родителей.

II. Анализ материалов диагностики методом опроса "Поведение родителей и отношение подростков к ним" (ПОР; Е.Шафер), позволил выявить отношение родителей к подросткам и наоборот, отношение подростков к родителям.

При сравнении ответов родителей и старшеклассников выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями старшеклассников доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Развитие игр у детей дошкольного возраста
Игра - это основной вид деятельности ребенка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра - подлинная социальная практи ...

Временные рамки пубертата
Время начала подросткового возраста варьирует и больше зависит от костного возраста (физиологического), чем от хронологического, а также определяется наследственными и средовыми факторами. Имеются различия в хронологических рамках взросл ...

Развитие метода тестов
Гальтон называл испытания, проводившиеся в его антропометрической лаборатории, умственными тестами. Термин «тест» приобрел вскоре такую популярность, как никакое другое психологическое понятие. Он вошел в широкий оборот после статьи Кетте ...