Факторы воздействия на ценностные ориентации старшеклассников

Страница 2

4) функция проекции заключается в построении учащимися перспективы собственного будущего поведения с учетом данного эмоционально-оценочного отношения.

Механизм поэтапного развертывания процесса универсален для ориентирования в ценностях общечеловеческого класса.

Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную взаимозависимость, которая достаточно изменчива. Без удовлетворения многих потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь и биологические потребности, обеспечивающие сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Но и они отходят на задний план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть, страдание. Они подчас переоценивают даже жизненно необходимые потребности, даже саму человеческую жизнь. Психологи говорят об иерархии потребностей, т. е. об их взаимоподчинении (например, теорию самоактуализации А. Маслоу). "Но, как пишет Абрамова Г. С., за такой иерархией стоит шкала ценностей человека, его нравственные качества, та система оценок, которые он дает окружающему миру" [3].

Закономерность психического развития проявляется в том, что человек не может жить в мире с равной ценностью всех его сторон, ибо тогда, невозможен выбор, нельзя принять решения. Что выбрать: драку или мирное выяснение отношений, отчаянный спор или отступление, стрижку или длинные волосы, книгу классика или детектив, спорт или пьянство? Число и возможность выбора велики. Выбор может быть случайным, если человек имеет дело с незнакомыми незначимыми свойствами мира. Выбор закономерен, если они уже имеют значение и ценность.

Рассмотрим некоторые основные факторы, влияющие на систему ценностных ориентаций:

1) Культурный опыт. Как пишут Баякас и Зевина: "Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным" [4].

Человек изначально, с момента своего рождения помещен в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт, который обеспечивает человека готовыми образцами (а иногда и целыми алгоритмами) и средствами решения личностных задач. "Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизирован опыт деятельности, общения и мировосприятия" [4]

Однако, присвоение культурного опыта, безусловно, не происходит автоматически. От каждого отдельного человека оно требует предельно личного осознания, "переоткрывания". М.М. Бахтин утверждал, что "всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте" [10]

2) Моральные принципы. По словам Г. С. Абрамовой: "Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях" (1, с. 109-110). В моральных принципах зафиксированы общие правила поведения, требования общественной дисциплины, предъявляемые к множеству совершаемых людьми поступков какого-либо типа". В принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения, объединяющие множество различных по содержанию поступков в единый образ жизни и линию поведения" [1].

3) Личный опыт. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т. е. личный опыт "закрепляет" отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость.

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Теория социального научения
В отличие от прочих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения в данном случае р ...

Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека и живо ...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали пр ...