Виды воображения

Страница 1

Виды воображения по степени активности:

пассивное воображение - не стимулирует к действиям про воплощению созданных образов; активное воображение – создание образов, которые позже реализуются в реальной деятельности, повышая ее творческое содержание.

- по произвольности:

непроизвольное воображение – создание образов при ослабленной деятельности сознания (в полудремоте, сне, расстройствах психики);

произвольное воображение – осознанное, направленное создание образов с конкретными мотивами, целями и задачами.

Сочетание: произвольное пассивное воображение – грез; произвольное активное – деятельность людей творческих профессий.

- по связи с прошлым опытом:

воссоздающее воображение – создание образов (по словесному или схематическому описанию), которое ранее в законченном виде не воспринимались, но уже подобные объекты или их элементы знаком. Воображаемые образы на базе хранящихся в памяти более гибкие и богатые.

Творческое воображение – создание новых образов как оригинальных продуктов без опоры на прошлый опыт.

- по возможности реализации:

реалистическое воображение – человек верит в реальность создаваемых образов и возможность их воплощения, если нет – фантастическое воображение (существует в сюжетно-ролевых играх детей + жанр «фэнтази») Грань нечеткая.

Особый вид воображения

– мечта: создание образов сильно желаемых объектов или событий. Генетически происходит из ролевой игры – дети примеривают на себя желаемую роль, образ. Человек может мечтать о реальном и нет, в мечте реализуется его активность, связанная с реальной деятельностью, отражается направленность личности, ее видение идеального будущего (от личного до глобального уровня) – побудительный фактор, определяющий в какой-то степени жизнедеятельность.

При всем многообразии видов, главная функция – предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности. Отсюда и стимулирующая и планирующая функции по преобразованию действительности.

Воображение осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Как и в мышлении, основне процессы – анализ (деление представлений на составные части) и синтез (объединение их в новый целостный образ). Это достигается с помощью специфических процессов воображения:

Преувеличение/ преувеличение реально существующих объектов или их частей (создание образа Дюймовочки)

Акцентирование – утрирование реально существующих объектов или их частей (нос Буратино).

Так из элементов прошлого опыта (но не в тех же сочетаниях) создается новое – связь воображения и творчества.

Все виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. основаны на воображении. Особенность педагогического творчества - результаты педагогической деятельности проявляются не сразу: их представление в виде модели формируемой личности рассчитано на долгий срок и определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

Способность к творчеству (креативность) у всех разная, их формирование обусловлено многими факторами (врожденные задатки, деятельность человека, условия воспитания и обучения, влияющие на развитие психических процессов и т.д.). Это непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, способность к нешаблонному восприятию действительности и ее преобразованию, преодоление стереотипов, образование нестандартных связей между образами и понятиями и т.д. В общении креативность способствует преодолению барьеров, препятствиях адекватной социальной перцепции, установления взаимоотношений. Сущность креативности состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, отходе от традиционных форм поведения. Многовариантное, гибкое видение мира больше характерно для детей, гораздо реже для взрослых. Образ жизни и основные типы занятий дошкольников – игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование – адекватные условия развития у них креативности. К концу дошкольного возраста – высокий уровень развития наивной креативности – непосредственности в поведении при отсутствии стереотипов, но творческая деятельность пока ничем не регулируется. Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности, которая опирается на богатый ассоциативный опыт чела, его всестороннее знания, гибкость в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенности микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с социумом.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Понятие личности и ее структура
Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать ору ...

Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста
В современном обществе проблема эмоциональной отзывчивости, трудностей в общении и взаимопонимании детей стоит очень остро. Увеличилось количество обращений родителей по поводу эмоциональной регуляции и проблем в общении у детей. Известно ...

Анализ информационных связей и симплекс-модели
Для оценки возможностей рассмотренного выше подхода, результаты его применения далее сопоставляются с аналогичными данными, полученными с помощью традиционного, крнфирматорного (или проверочного) факторного анализа. Конфирматорный факторн ...