Виды воображения

Страница 1

Виды воображения по степени активности:

пассивное воображение - не стимулирует к действиям про воплощению созданных образов; активное воображение – создание образов, которые позже реализуются в реальной деятельности, повышая ее творческое содержание.

- по произвольности:

непроизвольное воображение – создание образов при ослабленной деятельности сознания (в полудремоте, сне, расстройствах психики);

произвольное воображение – осознанное, направленное создание образов с конкретными мотивами, целями и задачами.

Сочетание: произвольное пассивное воображение – грез; произвольное активное – деятельность людей творческих профессий.

- по связи с прошлым опытом:

воссоздающее воображение – создание образов (по словесному или схематическому описанию), которое ранее в законченном виде не воспринимались, но уже подобные объекты или их элементы знаком. Воображаемые образы на базе хранящихся в памяти более гибкие и богатые.

Творческое воображение – создание новых образов как оригинальных продуктов без опоры на прошлый опыт.

- по возможности реализации:

реалистическое воображение – человек верит в реальность создаваемых образов и возможность их воплощения, если нет – фантастическое воображение (существует в сюжетно-ролевых играх детей + жанр «фэнтази») Грань нечеткая.

Особый вид воображения

– мечта: создание образов сильно желаемых объектов или событий. Генетически происходит из ролевой игры – дети примеривают на себя желаемую роль, образ. Человек может мечтать о реальном и нет, в мечте реализуется его активность, связанная с реальной деятельностью, отражается направленность личности, ее видение идеального будущего (от личного до глобального уровня) – побудительный фактор, определяющий в какой-то степени жизнедеятельность.

При всем многообразии видов, главная функция – предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности. Отсюда и стимулирующая и планирующая функции по преобразованию действительности.

Воображение осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Как и в мышлении, основне процессы – анализ (деление представлений на составные части) и синтез (объединение их в новый целостный образ). Это достигается с помощью специфических процессов воображения:

Преувеличение/ преувеличение реально существующих объектов или их частей (создание образа Дюймовочки)

Акцентирование – утрирование реально существующих объектов или их частей (нос Буратино).

Так из элементов прошлого опыта (но не в тех же сочетаниях) создается новое – связь воображения и творчества.

Все виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. основаны на воображении. Особенность педагогического творчества - результаты педагогической деятельности проявляются не сразу: их представление в виде модели формируемой личности рассчитано на долгий срок и определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.

Способность к творчеству (креативность) у всех разная, их формирование обусловлено многими факторами (врожденные задатки, деятельность человека, условия воспитания и обучения, влияющие на развитие психических процессов и т.д.). Это непредвзятость, умение освободиться от фиксированной установки, способность к нешаблонному восприятию действительности и ее преобразованию, преодоление стереотипов, образование нестандартных связей между образами и понятиями и т.д. В общении креативность способствует преодолению барьеров, препятствиях адекватной социальной перцепции, установления взаимоотношений. Сущность креативности состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, отходе от традиционных форм поведения. Многовариантное, гибкое видение мира больше характерно для детей, гораздо реже для взрослых. Образ жизни и основные типы занятий дошкольников – игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование – адекватные условия развития у них креативности. К концу дошкольного возраста – высокий уровень развития наивной креативности – непосредственности в поведении при отсутствии стереотипов, но творческая деятельность пока ничем не регулируется. Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности, которая опирается на богатый ассоциативный опыт чела, его всестороннее знания, гибкость в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенности микросреды и жизнедеятельности, отношений ребенка с социумом.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Организация и методы экспериментального исследования
Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций на психологическую готовность к материнству проводилось на базе Роддома № 1, расположенного в г. Кемерово, пр. Октябрьский, 22. В качестве испытуемых были выбраны женщины от 18 ...

Основные приемы и методы психоаналитической терапии.
Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспе ...

СМИ как средство контроля ценностных ориентаций
Однако СМИ хотят не только подстраиваться, но и влиять на сознание людей, а это значит, что кроме подстройки под ценностные ориентации аудитории, то есть в некотором роде мимикрии, существует и навязывание ценностей, пропагандируемых данн ...