Констатирующий эксперимент

Страница 3

- 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность Н.П.;

- 31 и более слов - высокая быстрота мышления и подвижность Н.П.

Оценка результата:

менее 20 слов - низкий уровень

21-30 слов – средний уровень

31 и более слов – высокий уровень

По проведенной методике результаты были такими:

менее 20 слов – 16 детей – низкий уровень

21-30 слов – 12 детей – средний уровень

31 и более слов – 2 детей – высокий уровень.

Методика изучения ригидности мышления

Ригидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения - важный диагностический показатель и для определения типологических особенностей нервной системы (инертность нервной системы), и для диагностирования особенностей умственного развития ребенка.

Данная методика годится для школьников, начиная, с первого класса и может использоваться как индивидуально, так и в группе. Экспериментальный материал составляют 10 простых арифметических задач. Испытуемые письменно решают задачи, начиная с первой.

Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами:

На бланке имеется десять задач для решения, которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено 10-15 минут.

Задачи.

1. Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?

2. Даны три сосуда - 37. 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

3. Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?

4. Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

5. Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?

6. Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

7. Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?

8. Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?

9. Даны три сосуда - 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?

10. Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?

Обработка результатов.

Задачи 1-15 могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение (т.е. решение их всегда рационально).

Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий - двух, одного или никакого (т.е. сразу дается ответ).

Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом. Задача 6 может быть решена так: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения:

12+3=15.

И, наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение:

7+5=12, чем в 1-5 задачах.

Оценка результата:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочие материалы:

Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.
В современной психологии развития исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития. В концепции Д. ...

Метод социальной технологии прогресса (метод Г.А.Шичко)
Алкоголь, попадая в организм, разрушает белок, из которого состоит тело человека. Мертвые белки являются смертельным мусором для нашего организма. Этот мусор можно сравнить только с радиоактивным мусором. Чем скорее этот мусор будет удале ...

Ключевые понятия учения.
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врач ...