3-й субтест: вербальная гибкость. Испытуемому предъявляется набор из четырех букв: "Я П Т О" (другой вариант - "Д М И Р"). Перед испытуемым стоит задача за одну минуту написать как можно больше предложений по следующим правилам:
- предложение состоит из четырех слов;
- первое слово начинается на "Я", второе - на "П" и т.д.;
- слова не должны повторяться;
- предложение может быть бессмысленным, но слова должны между собой быть связанными. Пример: "Яйцо полетело творить обструкцию". Норма: 4 предложения.
4-й субтест: образная гибкость. Испытуемому предлагается за одну минуту нарисовать как можно больше рисунков с использованием определенных элементов. Данные элементы (либо два крючка, либо "корона") могут быть изменены по размеру, быть повернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз, но форма их меняться не должна. Еще одно требование: рисунок должен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрактных линий, фигур. Сразу после выполнения задания экспериментатор должен уточнить возможные неясности: что изображено на рисунке испытуемого, где именно сокрыты задающие элементы. Норма: 4 рисунка.
Продолжительность методики 10 – 15 минут
Оценка результата:
1 – ый субтест норма - 6-7 имен.
2 – ой субтест норма - 4 рисунка
3 – ий субтест норма - 4 предложения
4 – ый субтест норма - 4 рисунка.
По проведенной методике результат детей был таким:
1 – ый субтест:
7детей 6-7 имен – высокий уровень
13 детей 4-5 имен – средний уровень
10 детей 2-3 имени – низкий уровень
2-ой субтест:
6 детей 3-4 рисунка – высокий уровень
15 детей 2-3 рисунка – средний уровень
9 детей 1-2 рисунка.
3-ий субтест:
8 детей 3- 4 предложения – высокий уровень
14 детей 2-3 предложения – средний уровень
8 детей 1-2 предложения – низкий уровень.
4- ый субтест:
5 детей 4рисунка – высокий уровень
17 детей 3 рисунка – средний уровень
8 детей 2 рисунка – низкий уровень.
Методика исследования быстроты мышления
Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Ход выполнения задания.
Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин. они вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.
Образец бланка.
Д-ЛО П-Л-А 3-0-ОК С-Я-О-ТЬ К-ША 0-Р-Ч
К-Н-А К-С-А-НИК С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь
В-ЗА 3-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН Н-ГА В-С-ОК
Т-А-А С-А-Ц-Я М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А
Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А К-НО П-Д-АК
С-У-А Т-У-О-ТЬ Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А
Ч-ДО Б-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А
Обработка результатов.
Подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин.
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (Н.П.) выступает количество правильно составленных слов:
- менее 20 слов из 40 - низкая быстрота мышления и подвижность Н.П.;
Прочие материалы:
Методы профилактики конфликтов в организации
Профилактика, или предупреждение, деструктивных конфликтов должна быть в постоянном поле зрения администрации организации. Особую роль здесь приобретает деятельность служб управления персоналом, подразделений, отвечающих за формировани ...
Периодизация развития личности З.Фрейда.
Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия либидо (сексуальная энергия). В разные возрастные периоды развития человека она реализует ...
Личность и ее развитие
Прежде чем установить взаимосвязь социальной среды и игровой деятельности ребенка, проанализируем такую сложную категорию, как личность и ее развитие.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их отве ...
Навигация