Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды

Психология развития » Влияние условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет » Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды

Страница 6

Воспитание и развитие ребенка, в первую очередь, начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семью следует рассматривать как микросреду, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.

В начале прошлого столетия лозунгом были выдвинуты слова «Семья – первая ячейка общества».

Какая она должна быть, чтобы в ней полноценно развивался ребенок ? Ответ не так и сложен, можно выделить ряд условий, которые необходимы каждой семье, именно эти условия являются основополагающими для всестороннего гармоничного развития и воспитания малыша:

q состав семьи (полная или неполная семья);

q количество детей (половая принадлежность);

q количество поколений в семье;

q наличие наследственных заболеваний;

q возраст и образование родителей;

q наличие и характер вредных привычек у членов семьи;

q речевая среда (одноязычное, билингвизм и т.п.);

q материальная обеспеченность (доход, наличие благоустроенного жилья, отдельной комнаты у ребенка и т.п);

q тип воспитания в семье (также важно - присутствие единства в требованиях к ребенку со стороны родителей;

q характер взаимоотношений в семье между родителями; стиль общения с детьми

Рассмотрим некоторые условия микросреды, которые в значительной степени становятся определяющими, основополагающими или предрасполагающими к различного рода патологиям (в частности, речевой патологии, как следствие нервно-психического неблагополучия и т.п.). С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью.

Состав семьи. Проведены исследования, которые подтверждают тот факт, что при наличии у ребенка обоих родителей (при условии их морального благополучия и отсутствия вредных привычек) снижается риск нервно-психических расстройств, которые могут послужить возникновению речевой патологии в частности. При отсутствии одного из родителей или обоих родителей возникает значительный риск для психического здоровья ребенка.

Возрастная характеристика родителей во многом определяет содержание и характер воспитания ребенка в семье.

Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют следующие данные:

• характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

• неприятие со стороны матери (отца);

• конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких людей, развод и т. д.);

• воспитание в двух домах и др.

• резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания;

• неадекватный тип воспитания («кумир», гиперопека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).

Социально-психологические факторы риска в последние годы привлекают большое внимание исследователей, в особенности вопросы психической депривации детей. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных потребностей (эмоциональной и сенсорной). Выделяют познавательную и социальную депривации (И. Лангмейер, 3. Ма-тейчик, 1984). Установлено, что все виды депривации существенно влияют на речевое развитие ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочие материалы:

Классификация сказок
Изучению русского фольклора и, в частности, сказок посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.Н.Никифоров, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, В.Я.Пропп, М.Н.Мельников и многие другие. Ученые по – разному трактовали понятие "сказка&quo ...

Описание диагностических подходов и методик к изучению взаимосвязи успешности бучения и самооценки младшего школьника
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы – восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Ведущей в мла ...

Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали пр ...