История учений о темпераменте. Теории темперамента

Психология развития » Влияние типов темперамента на поведение супругов в конфликте » История учений о темпераменте. Теории темперамента

Страница 3

В настоящее время не существует единого мнения относительно структуры психодинамических свойств человека.

Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека. Л.С.Выготский к темпераменту относил особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственностью конституцию человека. Согласно его представлениям, темперамент - это та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Л.С.Выготский выделил две основные характеристики темперамента:

1)телесную выразительность;

2)характер и темп движения.

Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те "индивидуальные особенности организма", которые определяются деятельностью "двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата". Он рассматривал темперамент как "совокупность физиологических и психических особенностей человека" . В качестве ведущих характеристик им были выделены сила, скорость и устойчивость психических процессов. Другими важнейшими показателями темперамента он считал чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания человеком собственных поступков и действий.

В последние годы весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводятся в школе В.С.Мерлина. Автор отмечает, что "свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему" и далее: "свойства темперамента можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств". Основными показателями темперамента, по Мерлину, являются: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность, ригидность, резистентность и субъективация. В связи с этим, по мнению В.С.Мерлина, нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными свойствами.

Каждый тип темперамента представляет собой специфическое и постоянное отношение между свойствами, т.к. составляющие его свойства могут быть у разных людей одного и того же типа не вполне одинаковыми.

Итак, каждое отдельное свойство темперамента обеспечивает приспособление определенного индивидуума к специфическому широкому кругу условий и требований деятельности, соотношение свойств необходимо для успешного приспособления любого человека, независимо от его индивидуальности.

В.М.Русаловым темперамент рассматривается как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:

1. афферентный синтез соответствует эргичности;

2. блок программирования — пластичности;

3. блок исполнения — темпу;

4. обратная связь — эмоциональной чувствительности. Каждое измерение состоит из двух подызмерений:

1. объективно ориентированного;

2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).

Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом.

Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):

1. Предметная - характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

2. Социальная — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.

3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта.

6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Развитие личности как одна из главных категорий педагогики и психологии
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологи ...

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона
Предметом этой психологии является развитие личности через кризисы. Задачи, решаемые этим психологическим направлением: 1) исследование кризисных стадий в развитии личности; 2) исследование влияния социокультурного контекста на развитие ...

Особенности развития личности младшего школьника
Ряд исследователей, таких как Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.В. Запорожец, М.В. Матюхина, Ж. Пиаже, Л.С. Славина, Д. Элкинд, Д.Б. Эльконин и др., занимающиеся изучением развития личности детей, рассматривают его как развитие мотивационной, э ...