История учений о темпераменте. Теории темперамента

Психология развития » Влияние типов темперамента на поведение супругов в конфликте » История учений о темпераменте. Теории темперамента

Страница 3

В настоящее время не существует единого мнения относительно структуры психодинамических свойств человека.

Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека. Л.С.Выготский к темпераменту относил особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственностью конституцию человека. Согласно его представлениям, темперамент - это та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Л.С.Выготский выделил две основные характеристики темперамента:

1)телесную выразительность;

2)характер и темп движения.

Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те "индивидуальные особенности организма", которые определяются деятельностью "двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата". Он рассматривал темперамент как "совокупность физиологических и психических особенностей человека" . В качестве ведущих характеристик им были выделены сила, скорость и устойчивость психических процессов. Другими важнейшими показателями темперамента он считал чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания человеком собственных поступков и действий.

В последние годы весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводятся в школе В.С.Мерлина. Автор отмечает, что "свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему" и далее: "свойства темперамента можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств". Основными показателями темперамента, по Мерлину, являются: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность, ригидность, резистентность и субъективация. В связи с этим, по мнению В.С.Мерлина, нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными свойствами.

Каждый тип темперамента представляет собой специфическое и постоянное отношение между свойствами, т.к. составляющие его свойства могут быть у разных людей одного и того же типа не вполне одинаковыми.

Итак, каждое отдельное свойство темперамента обеспечивает приспособление определенного индивидуума к специфическому широкому кругу условий и требований деятельности, соотношение свойств необходимо для успешного приспособления любого человека, независимо от его индивидуальности.

В.М.Русаловым темперамент рассматривается как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:

1. афферентный синтез соответствует эргичности;

2. блок программирования — пластичности;

3. блок исполнения — темпу;

4. обратная связь — эмоциональной чувствительности. Каждое измерение состоит из двух подызмерений:

1. объективно ориентированного;

2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).

Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом.

Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):

1. Предметная - характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

2. Социальная — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.

3. Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта.

6. Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

7. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)

8. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Кризис старости.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Вт ...

Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже.
Согласно теории швейцарского психолога Ж.Пиаже (1896 – 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления ( ...

Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования
На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, тот итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования. Четкое планир ...