Основные методы психологии.

Психология развития » Вопросы психологии » Основные методы психологии.

Страница 1

Методологическая основа изучения психики: принцип системности, принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, комплексный принцип, принцип объективности (максимальной независимости от личности и среды).

Методы:

1) Организационные: сравнительное, лонгэтюдное, комплексное исследования;

2) Эмпирические методы: наблюдение (изучает явление в развитии; контролир.-неконтрол., полевое, лаборат., случайное – внешнее и со стороны, внутреннее (самонаблюдение) свободное, стандартизированое, включенное; эксперимент (лаборат., естествен., констатирующ., формирующ.), моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое), психодиагностика (тесты, опросы (очный-заочный), анкета, интервью, беседа, социометрия) опрос (устный, письменный, свободный. стандартизированный),– материальные и временные затраты, анализ продуктов деятельности (количество и качество изделий, интенсивность труда, период утомления);

3) методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ, описательная статистика. Методы моделирования, прогнозирования (универс. и спец.), анализ ошибочных действий;

4) методы коррекции: групповой тренинг, аутотренинг, психотерапия.

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы.

Естественнонаучная парадигма (номотетический подход) требует отыскивать закономерности, затем исследователь совершает монологический подход. Задача исследователя - предсказать поведение человека. для этой парадигмы характерно - объективный метод исследования (наблюдение, эксперимент). Создается общая психическая жизнь человека, затем прогнозирование.

Гуманистическая парадигма подчеркивает, что объект исследование - это субъект, знания о нем можно получить только диалогически. Предвидеть поведение человека весьма затруднительно. Поведение детерминируется целями человека. Эта парадигма считает, что человек - это существо безмерное, многомерное, его нельзя познать окончательно. Бахтин говорил: "Человек больше, чем человек. Человек не равен самому себе". Способ познания - понимание человека. Нужно вжиться в него, встать на его место. Представители этих парадигм спорят между собой.

Здесь нельзя обойтись без номотетического подхода. Принцип объективности в психологическом исследовании и критика интроспекционизма. Основное требование научной психологии - объективность исследования, т.е. получение надежных проверяемых данных. Эти данные можно получить, если мы исходим из деятельностного подхода, который предполагает исследование психики и сознания через внешние реалии (поведение, деятельность человека, его общение с другими людьми). В деятельностном подходе доминирует принцип единства психики, сознания и деятельности. Психика, сознание - внутренний план внешней деятельности, а внешняя деятельность регулируется психикой и сознанием. Именно отсюда мы можем получить объективные данные. По внешнему протеканию акта мы определяем его внутреннюю природу. Этот подход противостоит интроспекционизму. Когда в ходе самонаблюдения мы переживаем какое-либо явление, то мы не познаем это явление. Переживание это не знание. К явлению нужно подойти опосредованно. Ребенок не способен к интроспекции, значит, нет детской психологии. Самонаблюдение - не метод исследования.

Метод наблюдения в психологии: - это преднамеренное, систематизированное, целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его анализа и объяснения. В психологии наблюдение направлено не на внешнее действие, а на их психологическое содержание. Явления должны получать психологическую интерпретацию.

Признаки: 1. наблюдение всегда строится на основе определенной психологической теории, на основе понимания изучаемого явления;

2. в ходе наблюдения выдвигается гипотеза о зависимости явления от каких-либо факторов;

3. наблюдение должно носить целенаправленный и систематический характер;

Страницы: 1 2 3 4

Прочие материалы:

Рекомендации родителям по воспитанию детей в полных и неполных семьях
Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье? Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оста ...

Основные результатыисследования
1 этап. После проведения теста Кеттелла – 16 РF среди летных экипажей были получены характеристики индивидуально-личностных особенностей каждого летчика (см. приложение 6). 2 этап. После проведения "экспресс методики" по изу ...

Роль понятий в развитии личности ребенка дошкольного возраста
На третьем году жизни в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности, начинает формироваться знаковая (или символиче ...