Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников

Психология развития » Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников » Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников

Страница 2

Д.Н. Узнадзе считает, что процесс мотивации представляет собой поиск наиболее приемлемого поведения в данной ситуации, именно такого, которое бы отвечало собственному "Я", а не только сиюминутному моменту удовлетворения какого-либо влечения. Человек, как личность, редко удовлетворяет свою актуальную потребность в импульсивном поведении - считал Д.Н. Узнадзе. Поведение человека, по Д.Н. Узнадзе, всегда должно отвечать многим потребностям, в том числе и тем, которые еще не стали актуальными, т.е. в настоящее время действующими, но которые будут иметь большое значение для личности в будущем. Именно поэтому личности приходится, прежде чем совершать поступок, все взвешивать, выбирать наиболее подходящее поведение. Этот процесс поиска нужного поведения и называется мотивацией [67].

В.Н. Мясищев в мотивационную сферу включает и отношение как устойчивые мотивы деятельности. В.К. Вилюнас к мотивации относит "все то, что побуждает реально совершаемую активность" [9].Х. Хекхаузен предлагает понимать мотивацию как то, что объясняет целенаправленность действия, "мотивация - гипотетические конструкты, понятие позволяющее объяснить и предсказать поведение" [9]. Однако, среди этих различных мнений, в определении мотивации можно обнаружить и зону согласия. Большинство ученых - психологов сходится в том, что мотивация это довольно общее и широкое понятие, под которым имеется в виду напряженность активности, в том, что она побуждает поведение как деятельность, направляет, организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, она связана с постановкой далеких перспективных целей, с другой - с принятием младшим школьником целей и задач самой учебной деятельности и конкретного урока. Обеспечить высокий уровень мотивации и деятельности может только интеграция результативных и процессуальных побуждений. Отмечая единство и неразрывность процессуального и результативного в эмоциональной форме их проявления, С.Л. Рубинштейн писал: "Чувства, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от чувств, связанных с ее исходом" [59].

Содержательными характеристиками учебных мотивов младших школьников, по мнению А.К. Марковой, могут быть:

Наличие личностного смысла учения для ученика. В этом случае говорят, что мотив учения является "смыслообразующим" для данного ученика, т.е. придает его учению личностный смысл.

Наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности. Действенность мотива тесно связана с личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость для старшего дошкольника, то он, как правило, является и действенным [46].

По мнению А.Н. Леонтьева, реально действующие учебные мотивы возникают как результат фактического включения старшего дошкольника в различные виды деятельности. А.Н. Леонтьев выделяет:

Место учебного мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчиненным.

Самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы дошкольника или только в ситуации помощи взрослого, т.е. как внешний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Личность и ее развитие
Прежде чем установить взаимосвязь социальной среды и игровой деятельности ребенка, проанализируем такую сложную категорию, как личность и ее развитие. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их отве ...

Культурно-исторический анализ представлений о любви
Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности. М.М. Пришвин Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувс ...

Функции воображения
1. Представление действительности в образах 2. Регулирование эмоциональных состояний 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека 4. Формирование внутреннего плана действий 5. Планирование и программирование ...