Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников

Психология развития » Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников » Психологические особенности мотивационной готовности старших дошкольников

Страница 3

Степень распространения учебного мотива на разные типы учебной деятельности, виды учебных предметов, формы учебных занятий [45].

К динамическим характеристикам мотивов ученые относят: устойчивость, степень удовлетворенности, эмоциональную окраску, модальность (достижения или избегания), быстроту возникновения, силу, интенсивность, переключаемость.

Таким образом, мотивация как термин (понятие) имеет несколько основных значений и изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами различно. Однако, общим в этих значениях и смыслах понимания данного явления является то, что мотивация есть всегда побудительный процесс, реализация в действии и поведении тех или иных потребностей, влечений. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Существует целый ряд определений мотива. Ученые трактуют его как предмет потребности (А.Н. Леонтьев, Б.И. Додонов); переживание, являющееся источником действия (С.Л. Рубинштейн); внутреннее состояние личности, которое направляет ее действия в конкретный момент времени (В.И. Василевский); желаемое целевое состояние (Х. Хекхаузен); направленность на отдельные стороны деятельности (А.К. Дусавитский, А.К. Маркова); фактор, определяющий поведение (Ж. Годфруа). Наиболее определенно этот вопрос решается А.Н. Леонтьевым. Он считает, что "мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности".

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

А.Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т.е. в момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т.е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации [43].

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них - ведущие, другие - второстепенные.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочие материалы:

Понятие о стилях деятельности и их характеристика
История изучения стиля начинается, наверное, с того самого момента, когда человек задумался о причинах индивидуального своеобразия собственного бытия. Сфера применения категории «стиль» так широка, что в различных областях знания стиль ( ...

Связь воображения с другими психическими процессами
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса сост ...

Ассоциации
Все представления, содержащиеся в памяти, суще­ствуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные совокупности — ассоциации. Ассоциация — это связь, сочетание определенных представлений между собой. Ассоциация между представлени ...