Внимание

Исследования внимания начались на этапе становления научной психологии. Сам фактор внимания существенно влиял на результаты во время физиологических экспериментов. В ходе различных опытов и наблюдений была подготовлена почва, а так же появился огромный интерес к исследованиям внимания в отдельности.

Проявления внимания многочисленны и многообразны. По этой причине имеется множество трактовок данного понятия.

Проблема внимания находилась в центре научных интересов на протяжении десятилетий. Главные положения подхода к ее решению были сформулированы в конце двадцатых и тридцатые годы.

Характеристики личности, прямо связанные с вниманием, определяют с положительной стороны – наблюдательность, собранность, внимательность, чуткость и с негативной – рассеянность, халатность, черствость и равнодушие. Более отдаленную, но все же несомненную связь с развитием внимания имеют такие положительные черты характера человека, как усердие и настойчивость, старательность и прилежание, терпение и заботливость, аккуратность и ответственность.

Духовная жизнь человека внимательного, вообще, способного от природы и вследствие упражнения к сильному сосредоточению внимания, при равных других условиях, всегда отличается большей организованностью, чем у человека, лишенного этой способности или обладающего ею в слабой степени; первые также несравненно более способны к развитию и совершенствованию, чем последние.

Понятие внимания можно разместить в ряд с понятием памяти потому как оно относится к числу наиболее сложных и не имеющих в современной психологии однозначной трактовки. Так, в понятие "память" входят не только процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, но и другие состояния и такие свойства личности, как памятливость или забывчивость. Столь же сложна природа внимания, потому как — это как житейское, так научное понятие. Внимание и память древнейшие и важнейшие процессы. Внимание как процесс, рассматривается многими психологами в виде одной из сторон психики, они же считают, что этот процесс не является самостоятельным. При всех различиях большинство согласны, что основными функциями внимания, как ни понимать его природу, является обеспечение избирательности и сосредоточенности психики на некотором внешнем или внутреннем объекте.

Избирательность проявляется в феномене объекта и фона, а сосредоточенность — в факте улучшения протекания основного процесса (восприятия, мышления, припоминания и т. д.). Чтобы это понять, достаточно вдуматься в смысл таких слов, как "смотреть", "видеть", "всматриваться". Или: "слушать", "слышать", "вслушиваться". Функция внимания не сводится к контролю (избирательности), но включает коррекции на основе контроля и с помощью контроля как обратной связи.

Все формы внимания как процесса при их достаточной продолжительности становятся состояниями внимательности или невнимательности. Многократные повторения этих состояний формируют индивидуальные особенности человека (и профессионала), как внимательного или невнимательного.

На этом, личностном уровне последовательно формируются структуры сначала операционально-деловой, а потом и нравственно-психологической внимательности и невнимательности.

Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

По своему происхождению психологические состояния являются психическими процессами во времени. Состояния, как образования более высокого уровня, управляют процессами нижерасположенных уровней. Основными механизмами саморегуляции психики являются эмоции, воля, эмоциональные и волевые функции. Непосредственным механизмом регуляции являются все формы внимания — как процесса, состояния и свойства личности.

Прочие материалы:

Интернет как метаперсонифицирующая среда
Здоровая личность активно строит свое окружение, характеризуется определенным единством личности и в состоянии адекватно воспринимать мир и саму себя. Э. Эриксон. "Идентичность: юность и кризис". Интернет, как никакое другое и ...

Понятие "потребительское поведение" и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и и ...

Факторы, влияющие на выбор стиля руководства персоналом
Эшриджская модель Эта модель была разработана Эшриджским колледжем по менеджменту в Англии в 60-70 года. Она различает четыре стиля руководства: - приказы; - реклама; - консультации; - единение. Приказы: руководитель вырабатывает со ...