Определение интересов и их характеристика

Психология развития » Влияние СМИ на интересы медработников » Определение интересов и их характеристика

Страница 1

Существует несколько подходов в определении понятия «интерес». Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирования познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться. [8,стр.140].

По С.Л. Рубинштейну [8, стр.525], интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. [9,11,13, 25].

По Л.М. Фридману [20, стр.140], интерес – потребность личности в определенных предметах и видах деятельности, как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей, выступает в качестве мотива к деятельности.

Характеристика интересов.

Широта интереса.

По С.Ю,Циркину [22, с.25] оценка широты или узости интереса человека определяется их содержательностью и значением для развития личности.

Устойчивость интереса.

Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодо-ление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности.[16,22].

Отличительные особенности интереса.

Интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес – тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете.[15, стр.525-526].

По А.Г. Маклакову [12, стр.512], одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

С.Ю. Циркин [22, стр.25] считает, что удовлетворение интереса может приводить: 1) к его угасанию и 2) к его дальнейшему развитию в виде возникновения новых интересов более высокого уровня. Тем самым интерес выступает в качестве побудительного механизма познания.

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания во внимании к объекту интереса.[9,12,18].

С.В.Голубев [7, стр.66] предлагает следующую классификацию интересов и соответствующую систему их взаимодействия в структуре личности. Он выдвигает 3 основания различий:

1) по целям и характеру предполагаемого результата – на материальные (практические) и духовные (идеальные);

2) по степени общности, широте охвата социальной реальности – на интересы общего характера и частного характера;

3) по продолжительности и актуальности для индивида – на временные и постоянные.

Интересы классифицируются по содержанию, т.е. по их предметной отнесенности, по широте предметного содержания; по глубине, т.е по их укореннености в системе потребностных отношений личности; по их устойчивости, по силе; по длительности.[8, с.140-141].

По С.Л. Рубинштейну , в интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес вызывается привлекательностью объекта, а опосредованный интерес направлен к объекту как к средству достижения целей деятельности.[18, стр.526-527].

По В.Г. Асееву [2, с.9] осознание объективного интереса может создавать мнение, что интерес является субъективным фактором, особенно тогда, когда он осознан.

Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель.[11, с.107].

Возникновение и развитие интереса.

Интерес возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности.[8,18].

Переход интереса в склонность.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей. [12, стр.512.]

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Использование на уроке рисунков для развития критического мышления
Когда мы обсуждали смысл использования творческих вопросов, мы говорили о творчестве решений во всех областях жизни. Ведь творчество – это способность взглянуть на проблему со стороны. Благодаря творчеству мы, используя небольшие усилия, ...

Влияние тревоги на эффективность деятельности
В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова. Экспериментальное изучение влияния тревоги на эффективность деятельности дает однозначные резу ...

Возрастная динамика генетических и средовых детерминант в изменчивости когнитивных характеристик. Обзор литературы
Воспроизводимость результатов – очень важный показатель надежности. Рассмотрим сначала результаты некоторых близнецовых исследований. Наиболее известным из них является Луисвиллское близнецовое исследование, посвященное изучению природы ...