Рассмотрение понятия школьной дезадаптации. Виды, факторы, классификации

Психология развития » Влияние стиля педагогической деятельности на проявление дезадаптации школьников » Рассмотрение понятия школьной дезадаптации. Виды, факторы, классификации

Страница 2

Одним из основных факторов, определяющих уровень дезадаптации, стоит фактор семьи. Ведущим этот фактор считает подавляющее число исследователей. Одной из ведущих функций семьи считается воспитательная, обеспечивающая социализацию детей. Однако выполнение этой функции далеко не всегда удовлетворительное, что приводит к дезадаптации членов семьи в целом и подростков в частности. Исследователями выделяется ряд причин дезадаптации[10], возникающих в семье: неполный состав семьи, низкий уровень педагогической культуры родителей, негативные отношения внутри семьи, отстранение родителей от процесса воспитания в силу различных причин, низкое или сверхобеспеченное материальное положение семьи

С семейными взаимоотношениями связано как возникновение дезадаптации, так и усиление дезадаптационных процессов, обусловленных другими факторами. Эффект усиления дезадаптации обычно связан с некорректными реакциями родителей на учебные неудачи, отдельные поступки подростков, замечания учителей и т.д.

На второе место по важности ставится фактор организации учебной деятельности, фактор школы. Причины школьной дезадаптации различны, как и ее формы. Чаще всего дезадаптация, связанная с учебной деятельностью, проявляется в нарушениях правил поведения, взаимоотношений в рамках учебных заведений (c педагогами, с одноклассниками и т.д.), а также в серьезных затруднениях при усвоении учебного материала, слабой реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников.[11] По мнению Н.М. Иовчука и А.А. Северного, «школьная дезадаптация представляет собой сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды».

К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят негуманный характер общения в школе, особенности индивидуального стиля учителя, личностные качества педагогов и администрации учебного заведения, отсутствие условий для полноценного личностного развития учеников, негативные установки педагогов по отношению к учащимся, особенности межличностных взаимоотношений в классных коллективах, низкий методический уровень преподавания, низкий уровень общей культуры педагогов и т.д.

Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин.[12]

Школьная дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного дезадаптационного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Можно выделить следующие формы проявления школьной дезадаптации у подростков:

• ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;

• изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;

• потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии;

• невыполнение школьником учебных обязанностей;

• увеличение количества нарушений дисциплины.

• возрастание конфликтов с окружающими;

• учебная неуспеваемость подростков.

Особое место в иерархии факторов дезадаптации занимают свойства самой личности ребенка. Среди многочисленных причин дезадаптации, относящихся к данному фактору, можно выделить:

· недостаток развития интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно-личностной сфер личности, нарушение познавательной сферы;

• отсутствие системы ценностных ориентиров;

• появление внутренних комплексов;

• физические и психические переутомления;

• период личностных неудач;

• неадекватную самооценку;

• затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию;

• агрессивность социального поведения;

• слабое развитие волевых качеств, повышенную конформность в поведении. [13]

Важнейшей причиной дезадаптации являются особенности характера. Их значение в отечественной науке долгое время преуменьшалось, однако исследования зарубежных психологов, ряда отечественных ученых (С.А. Бадмаева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейна и др.) показали, что многие случаи дезадаптации вызываются именно нарушениями в личностной сфере. Особенности характера (его акцентуации), по мнению С.А. Бадмаева, могут быть предрасполагающими факторами для развития невротических реакций, нервов и т.д., обусловливающими проявления дезадаптационного поведения. Акцентуация сама по себе может не являться причиной дезадаптации, так как, по сути, является крайним вариантом нормального характера. Однако в психотравмирующих ситуациях она способствует нарушению адаптации и приводит к девиантному характеру поведения подростков. По мнению К. Леонгарда, акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.[14]

Страницы: 1 2 3

Прочие материалы:

Фазы развития стресса
Психологические и психофизиологические исследования стресса при экспериментальных факторах разного характера и разной продолжительности позволили выделить ряд форм адаптационной активности, т.е. форм «общего адаптационного синдрома», кото ...

Техники гештальт-терапии
Поскольку главной целью гельштат-терапии является повышение контакта в данный момент, одним из основных, применяемых упражнений является «сейчас я осознаю», (метод концентрации) т.е. необходимость заставить клиента просто рассказать о то ...

Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из–за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огром ...