Уровни нравственного развития по Л. Колбергу

Психология развития » Возрастные циклы психического развития » Уровни нравственного развития по Л. Колбергу

Преднравственный уровень (с 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается. Этому уровню соотвествуют стадия дооперационального мышления и стадия конкретных операций.

На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будут ли такой поступок наказан или удостоится похвалы. Например, брать конфетку без спроса нельзя, потому что накажут.

На второй стадии суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую можно будет извлечь. Например, мальчик, который без спроса взял конфету – хороший, потому что он ее очень хотел.

Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей. Этому уровню соответствует стадия конкретных операций.

На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей. Например, мама похвалит, если спросить разрешения.

На четвертой стадии ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы. Например, воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения.

Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития. Этот уровень возможен на стадии формальных операций.

На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм. Например, мальчик прав, желая получить конфету, но следует спросить, так как это принято, у взрослых.

На шестом уровне основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм. Например, каждый человека имеет право отстаивать необходимое ему.

Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста.

Периодизация нравственного развития Л.Колберга касается в основном одного из аспектов психического развития человека, хотя и связанного с когнитивными возможностями детей разного возраста.

Как мы видим, рассмотренные концепции, прослеживают когнитивное развитие человека до подросткового возраста, полагая, что в этом возрасте данная функция достигла уровня зрелости и далее следует плато в ее развитии. Однако это не так. Интеллектуальное развитие продолжается и изменяется в течение всего жизненного цикла. К сожалению, данных об интеллектуальных особенностях взрослого человека совсем немного. Тем не менее, рассмотрим имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии факты.

Прочие материалы:

Возможность целенаправленного формирования внимания
Развитие внимания у детей проходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Характерная черта внимания детей младшего дошкольного возраста – значительная отвлекаемость. Ребенка легко отвлечь яркой иг ...

Речевое развитие ребенка как результат влияния макро- и микросреды
Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, вос ...

Причины возникновения наркомании
Замечено: одному человеку, чтобы чувствовать себя счастливым, нужно совсем немного - любимая песня, книга или просто солнечная погода. Другого ничего не радует: вроде бы все в порядке, но жизнь не приносит удовольствия и подчас просто нев ...