Характеристика подросткового возраста

Психология развития » Влияние среды на развитие личности подростка » Характеристика подросткового возраста

Страница 1

Подростковый возраст – период развития детей от 10-12 до 14-15 лет. Фактически вступление в этот период может отличаться от указанных цифр на год или даже более в ту или другую сторону. Подростковый возраст часто называют переходным, так как именно в этот период происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике детей, результатом которых является переход от детского состояния к взрослому.

Подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины.

Первая причина обусловлена значительными различиями между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах. Взрослая жизнь несравненно сложнее и подростку приходится в относительно короткий срок осваивать эту жизнь во всей её сложности. Причем чем выше ступень, на которой находится общество, тем эти различия, между группой детей и взрослых, становится существеннее.

Вторая причина трудностей подросткового возраста – исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка. За короткий период подросток очень сильно меняется физически, внешне, а так же психологически. Подростки особенно склонны к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качеств, стесняются своего нового облика. Для них часто оказывается непонятным смысл, а главное – необходимость перемен.

Третья причина сложностей подросткового возраста – накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.

Четвертая причина связана с психологическими сдвигами в ходе полового созревания, что выражается, прежде всего, в изменении самовосприятия. Причем самовосприятие меняется как в связи с интенсивным развитием и формированием нового облика, так и в силу изменившейся оценки со стороны окружающих. Еще вчера на девочку никто не обращал внимания, а сегодня взрослые мужчины не только снисходят до внимания к ней, но и начинают ухаживать. Одним это льстит, других пугает, но в любом случае сомовосприятие и соответственно поведение их значительно меняется.

Пятая причина сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замечали. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях. Воспитателя, учителя, родители могут в значительной мере снизить остроту переходного возраста, если будут хорошо понимать сущность развития и изменений, происходящих у подростков [12, c. 283-284].

Реакция родителей, как и при всяком кризисе, должна сводиться к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребёнком: при негативизме – твёрдый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст – личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Осмысленно с подростками вести разговор и о правах родителей, о приоритете прав и обязанностей членов семьи и т.д.

Многие разновидности подросткового поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Ребёнок может посещать студии, кружки, секции. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребёнок при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов.

Ребёнок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочёты в работе, частая тема – необъективность или несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нём думают, и в целом – составить представление о себе через взгляд окружающих.

Подростковый возраст – время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована таким образом, чтобы ответственное действие имело месть в школьной жизни.

Отметим так же, что подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к раду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции. Как уже отмечалось, центральным новообразованием в сфере чувств подростка становится « чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется, как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражается в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

Страницы: 1 2

Прочие материалы:

Причины возникновения и развития кризисов на разных возрастных этапах
Кризис новорожденности. Первый критический период развития ребенка — период новорожденностн. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит п ...

Психологический анализ современных теорий агрессивности
Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое ...

Этапы развития организации и их влияние на нормы, регулирующие межличностные отношения в коллективе.
Групповая динамика- этот термин был впервые использован в 1939 г. К. Левиным, который впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая ...