Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста

Психология развития » Возрастные предпосылки развития общих способностей детей младшего школьного возраста » Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего школьного возраста

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьной возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений

со взрослым. Если у дошкольника существовали 2 сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый», «ребенок – дети», то теперь в системе отношений произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель», «ребенок – учитель».

Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает доля него как стессогенная. У каждого ребенка изменяется эмоциональное состояние, повышается психическая напряженность, что отражается на физическом здоровье и поведении.

Характер адаптации ребенка к новым условиям жизни и отношения к нему со стороны родных способствуют развитию чувства личности.

В данном возрастном периоде ведущей деятельностью является учебная. Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать, поэтому активно включаются общие способности, которые способствуют эффективности процесса учебной деятельности.

Изменяется не только социальная ситуация, но и появляются совершенно другие новообразования. К ним относятся память, восприятие, воля, мышление.

Память – в этом возрасте имеет ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механичекская память, более востребованная. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от примитивных

( повторение, длительное рассмотрение) до группировки и осмысления.

Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцированно, поэтому ребенок путает буквы и цифры.

Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, т.к. учение всегда требует внутренней дисциплинированности. Начинает развиваться способность к самоорганизации. Ребенок начинает осваивать приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка.

Мышление. Основной вид мышления в данном возрасте – наглядно – образное, поскольку обучение идет только на основе принципа наглядности.

В начале младшего школьного возраста мышление отличается эгоцентризмом – умственная позиция обусловленная отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов.

В младшем школьном возрасте начинает развиваться теоретическое мышление, ведущее к перестройке всех психических процессов. Важным условием для развития теоретического мышления является формирование научных понятий и применение их на практике.

В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний, умений, формируются интеллектуальные операции. Таким образом, в младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие на основе сформированных общих способностей.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Сюда можно и отнести переход из начальной школы в среднее звено. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию.

Так что же происходит с детьми, что характеризует особенности психического и личностного развития школьников на стыке этих возрастов?

Рассмотрим эти особенности, используя данные отечественной психологии, опираясь на работы Л.И. Божович, В.В Давыдова, А.К.Макаровой, Д.Б Эльконина и др.

1.Мышление становиться теоретическим (мышление в понятиях).

2. Развитие теоретического мышления способствует возникновению у учащихся рефлексии (самоанализ, размышления, самонаблюдения).

3. Произвольность и способность к саморегуляции.

Прочие материалы:

Влияние школьного обучения и общения с педагогами на развитие личности подростка
Анализ современного педагогического процесса показывает, что потребность учащихся подросткового возраста в благоприятном доверительном общении с взрослыми редко бывает удовлетворена. Это обстоятельство ведет к формированию повышенной трев ...

Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка»
Предлагается нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чут ...

Типы семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
В психологической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образо ...