Эго-психология о девиантном поведении.

Страница 3

О подростковом возрасте Эриксон говорит: «Опасность этой стадии заключается в смешении ролей. Там, где в его основе лежит сильное предшествующее сомнение в собственной половой идентичности, не редки делинквентные и психотические эпизоды… …Интеграция, теперь уже имеющая место в форме эго-идентичности, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Она представляет собой накопленный опыт способности эго интегрировать все идентификации со злоключениями либидо, со способностями, развившимися из задатков, и с возможностями, предлагаемыми социальными ролями» [21, стр. 250]. Подростки, проходя кризис идентичности, могут ощущать свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда бросаются в сторону «негативной» идентичности – противоположную той, которую настойчиво предлагают им родители. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды девиантного поведения [27, стр. 229].

Таким образом, и Анна Фрейд и Эрик Эриксон рассматривают детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, расставляя при этом разные акценты: А. Фрейд – на переходе от главенствующего принципа удовольствия к принципу реальности и формировании суперэго, Э. Эриксон – на интериоризации социально одобряемых качеств посредством общения со значимыми другими.

Исходя из работ А. Фрейд, можно говорить о следующих причинах возникновения нарушений поведения в подростковом возрасте: дисгармоничность между линиями развития; несоответствия между стремлением к удовольствию и учетом реальности (что определяется состоянием эго, которое должно развиться до определенных пределов, только по достижению которых возможно дальнейшее развитие); неадекватная организация защитных процессов; потеря либо разочарование в авторитетном лице, которое интериоризируется в суперэго и, как следствие, ослабление функции суперэго. Все эти факторы, так или иначе, зависят от позиции родителей, от отношения между матерью и ребенком в частности.

Опираясь на теорию Э. Эриксона, неудачное прохождение первых четырех стадий развития (одной либо нескольких из них) можно рассматривать как причину отклоняющегося поведения подростка. Но и тут успешность или не успешность прохождения стадий в большей мере зависит от родителей, их позиции и поведения по отношению к ребенку. Так на этапе, когда главной задачей является разрешение конфликта «базисное доверие против базисного недоверия», очень важен материнский уход за ребенком, причем степень доверия зависит не от количества пищи или проявленной любви, а от качества материнских отношений с ребенком. На стадии «автономия против стыда и сомнения» важно развитие самостоятельности, на следующей стадии «инициатива против чувства вины» - предоставление ребенку инициативы в выборе деятельности, на стадии «трудолюбие против чувства неполноценности» - поощрение в любой деятельности. Пятая стадия – «идентичность против смешения ролей» соответствует пубертатному периоду, и уже на ней влияние родителей – косвенное. Однако шансы на успешную идентификацию значительно увеличиваются, если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость.

Страницы: 1 2 3 

Прочие материалы:

Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). [23] Объедин ...

Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, ф ...

Методы и организация исследования
При проведении эксперимента были использованы следующие методы: Оценка психологических характеристик. Для оценки социальной приспособленности детей мы использовали методику, предложенную Натальей Семаго, по исследованию субъективной оце ...